Выявляем скручивание пробега при покупке подержанного автомобиля

Покупка-продажа18 сентября 2016

Как водители – новички, так и опытные автолюбители зачастую приобретают машины на вторичном рынке. Проблема у всех одна – как не купить кота в мешке в виде «убитого» автомобиля, прошедшего хорошую предпродажную подготовку. Многие считают, что степень износа всех узлов и агрегатов легко определяется по пробегу подержанного авто, стоит только взглянуть на одометр – и все становится понятно. Хотя в большинстве случаев показания прибора искусственно занижены.

Скручивание одометра как этап предпродажной подготовки

Стоимость автомобиля, бывшего в употреблении, складывается на основании трех критериев:

  • год выпуска;
  • пройденный километраж (иначе – пробег);
  • техническое состояние машины.

Дату выпуска выяснить несложно, она записана в техническом паспорте. Конечно, встречаются и переделанные документы, но это редкий случай, поскольку такая процедура обходится недешево. Техническое состояние изучается покупателем на месте либо на ближайшем автосервисе. А вот как определить пробег автомобиля, если над одометром поработали умелые ручки – вопрос.

Скручивание одометра

Практика показывает, что в условиях нынешнего вторичного рынка цифрам на приборе доверять нельзя. Они занижены у подавляющего большинства продающихся машин такими способами:

  1. Как скручивать механический одометр, не знает только ленивый. Тросовый привод спидометра откручивается от коробки передач и зажимается в патрон электродрели, вращением которой счетчик отматывается назад.
  2. Показания электронных приборов в автомобилях низшей и средней ценовой категории корректируются с использованием специальных программ, нужно только подключить ноутбук к сервисному разъему.
  3. В дорогих авто применяются более изощренные способы – перепрошивка, впаивание в схему дополнительных чипов и так далее.

Скручиванием одометров занимается большинство перекупщиков машин, а зачастую и сами хозяева. Иногда владелец автомобиля, пригнанного из-за рубежа, и сам не знает о некорректных показаниях прибора, потому что его скрутили еще за границей.

Признаки вмешательства

При покупке авто с механическим счетчиком километража можно обнаружить следы вмешательства по таким признакам:

  • место крепления тросика одометра на коробке передач очищено от грязи;
  • на гайке тросового привода видны следы откручивания;
  • цифры счетчика, нанесенные на отдельных колесиках, «скачут» вверх и вниз.

Осмотр тросика одометра

С другой стороны, если операция выполнена очень аккуратно, то никаких следов вы не обнаружите. Поэтому показаниям механических приборов не стоит доверять изначально, уж слишком легко они меняются.

Другое дело – электронные указатели километража. Предыдущие показания счетчика остаются в памяти микросхем даже после вмешательства, только обнаружить их — непосильная задача для рядового автолюбителя. При таком раскладе существует 3 способа, как определить реальный пробег машины:

  1. Проехать на станцию технического обслуживания, где есть необходимое оборудование, и произвести платную проверку (в идеале – за счет продавца).
  2. Привлечь знакомого инженера – электронщика, разбирающегося в автомобильных системах.
  3. Не определять пробег машины по спидометру, а тщательно изучить техническое состояние авто.

Выбор последнего варианта – решение правильное, не требующее финансовых затрат, поскольку проверять состояние машины все равно нужно. Разве что придется уплатить специалисту, которого вы привлечете к тщательному осмотру. Есть и другой момент: у одного хозяина, скрупулезно обслуживающего и ухаживающего за своим авто, техническое состояние может быть идеальным и при большом пробеге. В то время как другой, проехав 50—70 тыс. км, может превратить своего «железного коня» в хлам.

Отсюда вывод: вместо того чтобы пытаться выяснить реальный километраж, пройденный автомобилем, лучше хорошенько проверить его кузов и все агрегаты. Многое о величине пробега могут сказать элементы интерьера машины.

Осмотр салона авто

Косвенно указать на значительный пробег автомобиля могут следующие детали салона:

  • истертые накладки педалей;
  • потертости на кожаной обивке руля и сидений;
  • тканевая обшивка водительского кресла порядком изношена;
  • стекла и пластик приборной панели потускнели и покрылись царапинами, которые невозможно удалить;
  • множество царапин на пластмассовых накладках дверей, стоек и тоннеля.

Потёртости на руле вследствие большого пробега

Перечисленные дефекты говорят о том, что пройденный машиной путь перевалил за 100 тыс. км. Если при этом счетчик показывает меньшее значение, то вас пытаются надуть и необходимо осматривать остальные узлы еще тщательнее. У честного продавца показания одометра и степень изношенности элементов салона будут соответствовать друг другу.

Столь же подозрительна полная замена деталей интерьера, вплоть до педальных накладок. Это может свидетельствовать о таких вещах:

  1. Обивка салона была настолько затертой, что продавцу пришлось ее заменить целиком, дабы скрыть реальный пробег автомобиля при осмотре. Сам хозяин поясняет, что он, мол, делал звукоизоляцию кузова для себя и заодно обновил интерьер.
  2. Машина побывала в аварии с переворотом на крышу, что требует дополнительного обследования.
  3. Возможно, что перед вами – «утопленник» или «погорелец».
  4. Ткани и пластмасса в салоне пропитались сигаретным дымом благодаря постоянно курящему водителю и пассажирам.

Когда в машине постоянно курят, то дымом пропитываются также и сиденья. В таких случаях их тщательно отстирывают перед продажей либо обтягивают дешевыми чехлами.

Проверка агрегатов

Конечно, при осмотре довольно затруднительно произвести детальную проверку, особенно когда покупатель – новичок. Таким автомобилистам нужно всегда брать с собой опытного автомеханика и оплачивать ему эту услугу, иначе за неудачную покупку придется выложить гораздо больше. Поскольку наиболее дорогая часть авто – это кузов, то в идеале следует привлечь мастера по кузовным работам, вооруженного специальным прибором – ультразвуковым толщиномером. С его помощью можно выявить такие дефекты:

  • перекрашенные детали кузова;
  • вмятины и дырки, скрытые слоем шпатлевки;
  • несколько слоев краски;
  • места рихтовки металла;
  • замененные детали кузова.

Подобная проверка даст более достоверные и полезные сведения о машине, чем показания одометра. Помимо кузова, стоит проверить тормозные диски. Если они новые, то километраж явно перевалил за 150 тыс. км.

Оценка пробега по тормозным дискам

Техническое состояние двигателя определяется по таким признакам:

  1. Сизый дым из выхлопной говорит о расходе масла и износе поршневой группы.
  2. Дым черного цвета, особенно при нажатии на газ, может указывать на неисправности инжектора (карбюратора) или какого-то из датчиков.
  3. О большом пробеге может свидетельствовать истрепанный ремень ГРМ. Другой вариант – «гремящая» растянутая цепь.
  4. Стуки и щелчки под клапанной крышкой указывают на износ гидрокомпенсаторов, который наступает не ранее, чем через 100 тыс. км пробега.

Из всего вышесказанного вывод прост: покупая подержанное авто, полагайтесь на сведения о годе выпуска и результаты обследования. На показания одометра опираться не стоит.