Что делать при стуке гидрокомпенсаторов и как его устранить?

Диагностика и ремонт2 декабря 2017

Бензиновые и дизельные двигатели современных легковых авто оснащены гидрокомпенсаторами – устройствами автоматического регулирования тепловых зазоров между кулачками распределительного вала и толкателями клапанов. В определенные моменты эти детали могут издавать характерный стук, что не всегда свидетельствует о поломке данных элементов. Причин появления цокающих звуков из-под клапанной крышки довольно много, некоторые из них достаточно серьезные. Поэтому есть смысл разобраться, почему стучат гидрокомпенсаторы и как поступить в случае обнаружения неисправности.

Гидрокомпенсаторы

Как работает гидротолкатель?

Без понимания принципа действия автоматического компенсатора трудно разобраться в причинах появления стука. Элемент представляет собой подвижный плунжерный механизм с шариковым клапаном, заключенный внутрь металлического корпуса. Нижняя часть детали упирается в шток клапана, верхняя прижимается к рабочему кулачку распределительного вала.

Алгоритм работы гидравлического толкателя выглядит так:

  1. По отдельному каналу внутрь детали подается смазка от масляного насоса. Когда камера наполняется, шариковый клапан перекрывает проход и подача масла прекращается.
  2. Под давлением моторной смазки плунжер выдвигается вверх и прижимает рабочую плоскость к вращающемуся кулачку распредвала.
  3. Вал поворачивается и нажимает кулачком на гидрокомпенсатор, а тот передает усилие на шток клапана, отчего последний открывается.

Благодаря гидравлическим компенсаторам тепловые зазоры всегда остаются минимальными независимо от выработки на распределительном валу и степени нагрева мотора. Плунжер под давлением масла автоматически прижимает поверхность толкателя к вращающемуся кулаку.

На большинстве современных автомобилей стоят новые гидрокомпенсаторы, чей принцип работы описан выше. Конструкцией двигателя предусматриваются специальные гнезда для этих элементов и каналы в теле ГБЦ, подводящие масло от насоса.

Принцип работы гидротолкателейНо в старых моторах, где изначально стояли коромысла, используется другая разновидность компенсаторов – гидравлические опоры.

Опорный элемент устанавливается под свободный конец рычага и действует по аналогичному принципу – придавливает коромысло к распределительному валу. Поскольку отдельные каналы в головке цилиндров отсутствуют, моторное масло подается к гидроопорам по специальным трубкам. Пример – обновленный 8-клапанный двигатель «Жигулей» ВАЗ 2107, переделанный под установку гидравлических опор.

Как возникает стук?

Полностью исправный двигатель, куда залит соответствующий тип смазки, не издает посторонних звуков в процессе работы, поскольку зазоры во всех механизмах минимальны. Цокающий стук гидрокомпенсаторов, доносящийся из-под клапанной крышки, говорит о следующем: между кулачком и плоскостью толкателя появился увеличенный зазор. Когда распредвал поворачивается, выпуклая рабочая часть ударяется о поверхность компенсатора, издавая звонкий щелчок.

Стучащие гидротолкатели – не катастрофа, хотя ездить с подобным звуком не слишком приятно. Тем не менее, лучше поскорее выявить источник проблемы и устранить неполадку. Чем грозит увеличение тепловых зазоров:

  • впускные и выпускные клапана открываются не полностью, что ухудшает работу двигателя в целом;
  • ускоряется износ компенсаторов;
  • на выпуклых поверхностях распределительного вала быстрее появляется выработка;
  • внутренняя часть тарелки клапана и шток покрываются нагаром.

Справка. Гидрокомпенсаторы силовых агрегатов легковых автомобилей не ремонтируются, только меняются. Детали продаются комплектами по 8 и 16 шт. (зависит от числа клапанов), отдельно купить 1 толкатель не получится.

Причины неправильной работы компенсаторов

Стук под клапанной крышкой не говорит о поломке одного или нескольких гидротолкателей, хотя этот вариант исключать нельзя. Чаще всего тарахтение элементов возникает от воздействия внешних факторов.

Главная причина стука гидрокомпенсаторов кроется в проблемах с рабочей жидкостью – моторным маслом:

  • в двигателе используется несовместимый тип смазки;
  • масло слишком разжижено, отчего падает давление в системе;
  • распространенная причина – использование дешевых смазочных материалов и постоянные задержки с их заменой.

Снижение давления в системе смазки силового агрегата приводит к увеличению зазора между чашкой толкателя и распределительным валом, поскольку «не дотягивает» плунжер. Давления не хватает, чтобы преодолеть усилие возвратной пружины. Причин разжижения масла существует несколько:

  • несоответствие вязкости применяемой смазки летнему либо зимнему периоду года;
  • разбавление топливом вследствие плохого сгорания в цилиндрах (характерно для изношенных моторов);
  • пробой прокладки под ГБЦ и проникновение антифриза в масло;
  • низкое качество смазывающего материала.

ГСМ низкого качестваЕсли водитель не уделяет должного внимания своему «железному коню» – покупает самое дешевое масло и редко его меняет, подающие каналы и отверстия засоряются отложениями. На стенках плунжера появляется налет, отчего механизм заклинивает в определенном положении. Тогда между чашкой компенсатора и кулачком остается большой зазор, вызывающий громкий щелкающий звук в процессе работы силового агрегата.

Важный момент! Когда стучат гидрокомпенсаторы «на холодную», – это верный признак засорившихся масляных каналов. Густая смазка плохо проникает в плунжерный механизм по слишком узким протокам. После прогрева текучесть масла возрастает, камера гидротолкателя наполняется и стук исчезает.

Автоматический компенсатор теплового расширения – элемент довольно надежный. Даже на автомобилях ВАЗ деталь отрабатывает не меньше 150 тыс. км. Но в процессе эксплуатации толкатели изнашиваются и начинают тарахтеть из-за следующих неисправностей:

  • ослабление или перелом пружины внутри механизма;
  • выход из строя шарикового клапана;
  • критический износ трущихся деталей плунжера.

На автомобилях с устаревшими двигателями, где масло подается на гидрокомпенсаторы по трубкам, замечена дополнительная проблема. В результате воздействия вибрации масляные трубки расшатываются и трескаются на стыках. Половина смазки уходит сквозь трещины, толкателям не хватает давления для нормальной работы, поэтому стук слышится «на горячую».

Диагностика и ремонт

Особенность гидравлических компенсаторов – сложность диагностики. По звуку из-под крышки невозможно понять причину проблемы – загрязнение каналов, разжижение масла либо поломка самого элемента. Что делать, когда толкатели стучат «на холодную» или постоянно:

  1. Дайте мотору остыть, снимите воздушный фильтр и отсоедините патрубок вентиляции картера. Открутите клапанную крышку.
  2. Гидроопоры, размещенные в стороне от распредвала, можно проверить сразу. Поверните вал таким образом, чтобы кулачок не давил коромысло первого клапана, и попробуйте вдавить плунжер.
  3. Вращая распределительный вал, повторите операцию на всех опорах, сравнивая усилие нажатия. Определить стучащий гидрокомпенсатор нетрудно – его плунжер «провалится» либо не сдвинется с места.
  4. Для проверки элементов нового образца придется демонтировать распредвал вместе с постелью, иначе до компенсаторов не добраться. Дальше пробуйте нажимать чашки, как описано выше.

Перед снятием распределительного вала не забудьте выставить метки на механизме ГРМ и шкиве коленвала.

Если диагностика не дала результата, гидрокомпенсаторы придется снять и аккуратно разобрать для поиска причины стука. Обнаружив поломанную пружину, меняйте весь комплект деталей. В противном случае хорошенько вымойте плунжер от нагара и покажите специалистам.

Снятие гидрокомпенсаторовУбрать стук компенсаторов иногда помогает простейший способ, реализуемый без разборки:

  1. Прогрейте мотор до рабочей температуры и слейте старое масло.
  2. Замените масляный фильтр, заполните картер промывкой и дайте двигателю поработать на холостых оборотах 5–15 минут (точнее указано на упаковке).
  3. Снова опорожните картер и поменяйте фильтр.
  4. Залейте в мотор новую смазку.

Промывка позволяет прочистить забившиеся масляные каналы, а двойная замена фильтра – уловить максимум грязи, путешествующей по системе. Даже если процедура не поможет убрать стук, то все равно принесет большую пользу двигателю. При снятии распределительного вала и гидрокомпенсаторов опорожнять картер не требуется.

Перед разборкой силовых агрегатов с гидроопорами (типа ВАЗ 2107 или Daewoo Nexia) проверьте состояние масляных трубок на предмет трещин. Если таковые обнаружены, коллектор следует заменить и снова послушать работу мотора. Ставить новые компенсаторы без необходимости не рекомендуется, поскольку качество покупных запчастей гораздо ниже, чем заводских деталей.