Как ездить по дорогам с реверсивным движением?

Соблюдаем ПДД27 июля 2019

Вы житель города-миллионера? Тогда наверняка ежедневные поездки на работу в личном автотранспорте вызывают у вас бурю эмоций, потому что – пробки на дорогах. Пытаясь выбраться из них, вы нарушаете правила и создаёте аварийные ситуации. Для комфортного пути, снижения негатива и агрессии у водителей на помощь приходит реверсивное движение, которое, конечно, не устраняет полностью затор на дороге, но ускоряет движение автотранспорта на ней.

Реверсивное движение в городеВведение «сквозного проезда» на дороге, подразумевает под собой введение новых правил на этом участке, отличных от типовых. Несмотря на возможное возникновение путаницы на дорогах и аварийных ситуаций это на сегодня одна из наиболее эффективных мер по нормализации движения автотранспорта.

Понятие реверсивного движения

Реверсивное движение – движение по определённым полосам, меняющееся с одного направления на противоположное в зависимости от разного времени суток.

Данная мера является вынужденной и служит для нормализации обстановки на автодорогах в части заторов, когда автотранспорта слишком много. Такое регулирование движения увеличивает скорость передвижения машин в целом на 10 км/час., при этом число транспорта в обе стороны не увеличивается, поездка становится комфортной, без негатива и нервов.

Способы организации реверсивного движения

Дорожная разметка

Линии имеют отличие от обычных – они двойные прерывистые, расстояние между ними короче прокрашенной части в три раза. Въезжать на полосу с разметками можно, но если есть другие опознавательные знаки или светофор реверсивного движения. Съезжать можно в любой момент, уходя к правому краю, и обязательно нужно, если увидели красный свет светофора.

Важно! При отсутствии сигнализатора и знаков запрещено заезжать на полосу «сквозного проезда».

Сигналы светофора

По условиям реверсивного светофора существуют двухцветные сигналы: красный, зелёный и трёхцветные: красный, зелёный, жёлтый. Они регулируют поток не всех машин, а только участок дороги, на который их устанавливают.

  • зелёный цвет подразумевает, что заезд и пользование реверсивной дорогой разрешены.
  • красный – использование реверсивной полосы не допускается, возможно, столкновение со встречным транспортом, который двигается по встречной полосе.
  • жёлтый – приготовьтесь, скоро начнётся движение в обратном направлении, срочно покиньте полосу. Уже стало обязательным условием применение таких светофоров в тоннелях и при ремонте автодорог.

Знаки сигнализатора имеют обозначения: зелёный представлен в виде попутной стрелки; красный – в форме красного крестика; жёлтый – стрела, указывающая, на какую полосу необходимо срочно переместиться.

Сигналы светофора

Специальные знаки

5.8 Обозначает начало «сквозного проезда».

5.9 Противоположен предыдущему, ставится в конце пути и говорит о перестроении на другие полосы попутного направления.

5.10 Устанавливается перед перекрёстком, который пересекает реверсивная полоса.

Специальные знакиТрёх видов организации реверсивного движения на данный момент в России недостаточно, поэтому в будущем планируется перенять опыт у Европы и массово внедрять блоки парапетного типа (бетонные конструкции) для предотвращения столкновений автомобилей на реверсивных полосах.

Правила езды с реверсивным движением

  1. Заехать в реверсивную полосу можно с любого перекрёстка, а покинуть, только с правого ряда.
  2. Попав на «сквозной проезд» – перестройтесь в полосу справа.
  3. Опережение возможно только при условии, если манёвр не будет мешать другим.
  4. Выезжать за линии разметки слева запрещается.
  5. Останавливаться на таких участках воспрещено, если необходимо – уходите вправо.
  6. Если загорелся жёлтый сигнал или на подходе красный, срочно перестраивайтесь в другой ряд попутного направления.

Важно! Необходимо помнить, что на таких дорогах всегда размещены фото- и видео фиксаторы, и не за соблюдение данных правил, водитель может быть оштрафован и без участия инспектора ГИБДД.

Штрафы за нарушение ПДД при реверсивном движении

В КоАП (Кодексе административных правонарушений) пунктов не предусмотрено, следовательно за нарушения будут штрафовать по обстановке:

  • 5 тыс. руб. за движение по полосе при неработающем светофоре, так как это приравнивается к выезду на встречную полосу;
  • 1 тыс. руб. за несоблюдение сигналов светофора;
  • 500 рублей, если при повороте водитель занял не крайний правый ряд.

Сотрудник ГИБДД выписывает штраф

Плюсы и минусы реверсивного движения

Давайте посмотрим на плюсы и минусы реверсивного движения для нас:

Плюсы Минусы
Улучшение координации транспорта на дорогах с недостаточным числом полос Не помогает разгрузить дороги, которые во время наивысшей нагрузки загружены в обе стороны
Рациональная загрузка потока, возможно переменное использование дороги в прямом и обратном направлениях
Использование знаков, разметки и светофоров (ранее при устранении заторов требовалось вмешательство инспекторов ГИБДД, что влекло дополнительные затраты)
Отсутствие негатива маятниковой миграции (ежедневные поездки населения из одного населённого пункта в другой, на работу, учёбу и обратно)
Экономия времени, потраченного на дорогу водителем составляет 20–40%

На практике невзирая на то что «сквозной проезд» решает вопрос заторов автодорог, он универсальным не является. Развитие этого направления требует определённых затрат, заключается в оборудовании участков дорог светофорами, знаками и разметкой.

Много водителей в целом не знают правил в части реверсивного движения и создают аварийную обстановку на автодорогах. Поэтому в нашей стране это регулирование движения используется редко, и только в городах с населением от 1 млн чел.

В большинстве случаев, дороги с реверсивным движением можно видеть в Европе, они есть во Франции, Германии, США, Австралии, Канаде. С менталитетом российских водителей, которые пытаются выезжать на красный свет светофора, открывая реверсивные полосы, повышается аварийность на дорогах.