Вариатор и автоматическая коробка передач: в чём разница и что выбрать?
Автоликбез2 сентября 2016
Содержание
Водителю автомобиля, оснащенного автоматизированной трансмиссией, уже не нужно думать о переходе на высшую или низшую передачу. Эта задача возлагается на автоматическую коробку переключения передач (АКПП), которая бывает 3 видов – роботизированная, вариаторная и гидравлическая. Наибольший интерес представляют два последних вида, поскольку «робот» — это несколько модернизированная «механика».
Разница в принципе работы
При покупке нового автомобиля, особенно у водителей – женщин, нередко возникает проблема выбора между традиционной гидравлической АКПП и вариаторной трансмиссией (в простонародье – вариатор). Для решения проблемы стоит немного вникнуть в принцип действия обоих агрегатов. Это поможет вам понять, что лучше — вариатор или коробка – автомат.
Работа вариатора основана на принципе ременной передачи между двумя шкивами разных размеров. Только у вариаторной трансмиссии диаметры шкивов способны изменяться в заданных пределах.
Шкивы вариатора состоят из двух конусов, направленных острыми концами друг к другу, между ними вращается клиновидный ремень. При движении с места конусы первого шкива максимально раздвинуты, а второго – сдвинуты. В результате на ведущем валу шкив имеет малый диаметр, а на ведомом – большой. Крутящий момент передается с малой скоростью, но с повышенной величиной тяги. По мере разгона эти диаметры уравниваются, величина тяги снижается, а скорость увеличивается. Изменением расстояния между конусами управляет электроника.
Автоматическая коробка передач преобразует и отдает крутящий момент от двигателя колесам посредством планетарных шестеренок разных размеров. Переключение между парами шестерен осуществляется с помощью гидравлического привода. За это отвечает гидротрансформатор, наполненный маслом. Его задача – переключать передачи своевременно, точно и быстро. Это происходит за счет давления масла в трансформаторе, которое возрастает при повышении оборотов коленчатого вала двигателя.
Позитивные и негативные стороны вариаторов
Чем отличается вариатор от гидравлической АКПП, так это плавностью хода автомобиля на всех режимах. Во время езды с вариаторной коробкой водитель и пассажиры не ощущают даже малейших толчков. Это происходит благодаря непрерывному контакту ремня (или цепи) со шкивами. Отсюда и второе название – бесступенчатая трансмиссия.
Ей присущи следующие достоинства:
- небольшие размеры и малый вес по сравнению с коробкой – автоматом;
- агрегат обеспечивает машине хорошую разгонную динамику;
- благодаря оптимальному выбору передаточных чисел и отсутствию рывков экономится горючее;
- без рывков дольше служат детали силового агрегата и различные элементы трансмиссии.
Негативные стороны вариаторной коробки передач тоже выглядят внушительно:
- вариатор – это дорогостоящий трансмиссионный узел. Любой ремонт, связанный с ним, влетит в автовладельцу в копеечку;
- качественные услуги по ремонту и обслуживанию данных агрегатов предоставляет далеко не каждый автосервис;
- передающий элемент (ремень или цепь) необходимо периодически менять, хотя интервалы между заменами довольно велики – от 150 тыс. км;
- в картер бесступенчатой коробки заливается специальное недешевое масло, требующее замены. Интервал зависит от марки авто и составляет в среднем 70—80 тыс. км.
Проанализировав плюсы и минусы вариаторов, можно сделать краткий вывод: за повышенный комфорт придется платить.
О плюсах и минусах коробки – автомата
Хотя по плавности хода гидравлическая трансмиссия немного уступает вариаторной, ездить на машине с АКПП вполне комфортно. Современные агрегаты настолько совершенны, что толчки при переключении практически не ощущаются. Также от автоматической коробки можно добиться отличной динамики разгона авто без последствий в виде ремонта. Точно подобранные шестерни и большое число ступеней (до 7) позволяют ощутимо экономить топливо.
Немаловажное значение имеет ремонтопригодность гидравлической коробки – автомата и развитая сеть станций технического обслуживания. В картер агрегата заливается обычное трансмиссионное масло. Теперь о недостатках:
- большой вес и габариты АКПП;
- дорогостоящий ремонт при поломке;
- при сильных морозах масло густеет и требует небольшого прогрева.
Какая коробка надежнее?
Оба вида трансмиссии одинаково удобны в эксплуатации, особенно для новичков и водителей прекрасного пола. Но вариатор опережает коробку – автомат по совокупности технических характеристик и комфортабельности во время езды. В то же время есть трудности с ремонтом и обслуживанием подобных систем.
На вопрос, что надежнее вариатор или многоступенчатая коробка, нет однозначного ответа. Автомобилистам, исповедующим агрессивную езду, лучше обратить внимание на традиционную гидравлическую трансмиссию. Причина – в способе передачи крутящего момента. В вариаторе она происходит за счет силы трения, от резвой езды данный узел быстро изнашивается, что заканчивается дорогим ремонтом. В АКПП все передачи – зубчатые, а значит, более надежные при работе в разных режимах эксплуатации.
Если честно, то автоматическая коробка передач мне ближе. Но муж говорит, что механическая коробка передач лучше, возможно для мужчин так и есть. Возможно из-за того, что дешевле в ремонте.
Буквально пару месяцев назад выбирали с мужем автомобиль, одной из проблем выбора была как раз АКПП, тестировали много машин, и с вариатором и с роботом и просто автомат. Когда ездили на вариаторе, было ощущение что машина вялая, ждешь что вот-вот переключится скорость, а этого не происходит, автомат кажется более надежным. Возможно, это вопрос привычки.
Не совсем понял: вариатор — это механическая коробка передач или нечто другое? У моей мамы, кстати, автомат, но как только она села на днях на «механику» — это было горе! )) Еле ехали, то глохли, то останавливались.
Вариатор — это разновидность автомата.
У меня вариатор, меня все пугали, что это дорогой элемент в автомобиле, но он очень удобный. Единственное, когда нужен разгон хороший приходится в режим спорт ставить, иначе разгоняется авто в обычном режиме как бы ты не давил на педаль.
Раньше было не модно ездить на автомате, мол настоящие водители должны полностью контролировать процесс, но вот уже 10 лет у меня Опель с автоматической коробкой, — нарадоваться не могу.