Виды антипробуксовочных систем и их принцип работы

Автоликбез26 декабря 2021

При покупке машины многие водители не догадываются о существовании ряда электронных комплексов, которые отвечают за комфорт и безопасность эксплуатации. Среди таких компонентов – антипробуксовочная система. Ее обозначают разными маркировками: TCS, ASR, STC, ETS и т.д., но принцип действия остается идентичным.

Антипробуксовочная система

Какие бывают антипробуксовочные системы?

Антипробуксовочная система в автомобиле – незаменимый электронный комплекс, который минимизирует скольжение транспортного средства, улучшая сцепление с дорожным покрытием. В моделях разных производителей такие разработки имеют следующие обозначения:

  1. ASR (Automatic and Acceleration Slip Regulation) – является продуктом автоконцерна VAG и встречается на машинах Audi, Skoda, Volkswagen, Seat и т.д.
  2. ETS (Electronic Traction System) – была разработана автопроизводителем Mercedes-Benz и встречается на автомобилях данной марки.
  3. ETC (Electronic Traction Control) – система спроектирована инженерами Range Rover.
  4. DSA (Dynamic Safety) – разработка компаний Opel и Chevrolet.
  5. A-TRAC (Active Traction Control) – продукт концерна Toyota.

Существуют и другие обозначения подобных компонентов, но они работают по схожему принципу и имеют лишь частичные конструктивные отличия.

Принцип работы

Антипробуксовочная система работает по простому и понятному принципу: в ходе взаимодействия с ЭБУ двигателя комплекс предотвращает буксование передних колес, независимо от скорости движения. Разработка регулирует крутящий момент, контролирует эффективность срабатывания тормозов спереди и блокирует дифференциал, если он предусмотрен конструкцией автомобиля.

Принцип работыСведения о скорости передаются на бортовой компьютер с помощью соответствующих датчиков. Такие компоненты анализируют динамику разгона и частоту вращения колес. Если появляется малейший признак пробуксовки, антипробуксовочный комплекс снижает обороты мотора. С помощью электромагнитных клапанов он может приостановить вращение отдельного колеса без изменения общей скорости транспортного средства.

Кроме датчика динамики, такая установка задействует и другие электронные средства, необходимые для тормозных механизмов и средства экстренного торможения.

ASR

Маркировкой ASR обозначается разработка инженеров концерна Volkswagen, которая встречается на большом количестве автомобилей разных моделей и марок. Аббревиатура расшифровывается как «автоматическая регулировка проскальзывания». При этом производители могут менять функциональность комплекса исходя из своих предпочтений и технических характеристик машины.

Первый прототип назывался дифференциалом повышенного трения. И хоть система уступала по эффективности современным вариантам, с основными задачами она справлялась без проблем, особенно при передвижении по пересеченной местности. Средство отвечало за выравнивание тяги, когда обнаруживалось проскальзывание переднего колеса.

ASRПрезентация электронной модификации ASR состоялась в 1987 г., когда ее установили на Mercedes-Benz CL600. Вскоре новый продукт начал появляться на всех моделях данной марки.

Появление антипробуксовочного комплекса в том формате, который используется сегодня, произошло в 90-х гг. прошлого века. Он представляет собой цельную конструкцию в гидроагрегате.

Такие механизмы устанавливаются даже в бюджетных автомобилях, из-за чего количество ДТП на скользкой и грунтовой дороге по причине заноса транспортного средства сводится к минимуму.

TCS

Оборудование для предотвращения заноса имеет и другое обозначение – TCS (Traction Control System). Это фирменная разработка компании Honda, которая работает по следующему принципу: датчики из состава системы отслеживают положение колес, проверяя их угловую скорость и уровень проскальзывания. Если одно колесо начинает буксовать, электронное оборудование автоматически ликвидирует нехватку сцепления с покрытием.

Эффективность средства обусловлена такими механизмами действия:

  1. Подтормаживанием колес, которые начинают буксовать. TCS срабатывает при скоростях до 80 км/ч.
  2. Сокращением крутящего момента мотора. Если скорость превышает 80 км/ч, срабатывает блок управления двигателем, регулирующий вращательный потенциал.
  3. Совмещением 2 описанных методов.

TCSTraction Control System комбинируется с антиблокировочной системой ABS, которая задействует данные с тех же датчиков. Задача 2 электронных компонентов сводится к повышению сцепления с дорожным покрытием. При этом ABS блокирует затормаживание, а TCS, наоборот, подтормаживает вращающееся колесо.

TRC

Система отслеживает текущее поведение транспортного средства, анализируя его со стандартным режимом вождения, заложенным в бортовом компьютере. Если случаются какие-либо сбои, комплекс мгновенно срабатывает.

Средство отличается высокой эффективностью и работает всегда без исключений. Независимо от того, то ли это резкий поворот, то ли подъем или спуск – машина будет сохранять устойчивость.

DTC

Отдельные автовладельцы жалуются, что они не могут проводить маневры, поскольку комплекс блокирует колеса. Также неудобства возникают при попытках выбраться из сугроба, т.к. машина не реагирует на педаль акселератора.

DTCДля любителей гоночного стиля езды подобная система доставляет большой дискомфорт, поскольку мешает динамике разгона. Но ведущие автоконцерны учли эти пожелания, позволив вручную деактивировать средство.

ESP

Данная система обеспечивает курсовую устойчивость транспортного средства, исключая его боковое скольжение, занос и вращение на дороге. Если ABS срабатывает при торможении, а ASR и TRS при наборе скорости, то ESP при вхождении в повороты или маневрах.

Основное предназначение комплекса – создание безопасных и комфортных условий вождения. Он работает на основе сигналов от датчиков и за доли секунды устраняет скольжение или занос.

Преимущества и недостатки антипробуксовочной системы

Современные системы Traction Control System обеспечивают ряд преимуществ:

  1. Беспроблемный старт машины, независимо от типа покрытия.
  2. Более уверенное прохождение поворотов.
  3. Безопасное управление в любую погоду (мокрая дорога, снег, наледь).
  4. Сокращение вредного воздействия на покрышки.

В отдельных режимах езды противопробуксовочный комплекс снижает мощность двигателя и ограничивает динамику, но это оправданные меры, направленные на повышение безопасности движения.