Замена масла в раздаточной коробке полноприводного автомобиля

Обслуживание20 августа 2023

Для того чтобы транспортное средство (ТС) исправно работало, нужно проводить регулярные ТО и пользоваться качественными расходниками. Одной из важных технических процедур является замена масла в «раздатке». Она поможет выявить проблемы, если таковые имеются, и сохранить автомобиль в хорошем состоянии.

Особенности раздаточной коробки

Раздаточная коробка передач – сложный механизм, отвечающий за перераспределение крутящего момента от ведущих мостов, увеличивающий его. Устанавливается на полноприводных автомобилях. Обеспечивает лучшую проходимость и управляемость авто на пересеченной местности или в условиях с низким сцеплением. Масло выполняет важную функцию смазки и охлаждает коробку.

Масло вытекает из раздаткиЕсть еще несколько функций, за которые отвечает раздаточная коробка:

  • оказывает влияние на стабильность ТС во время движения на маленькой скорости;
  • позволяет двигателю работать на большей мощности;
  • повышает тяговые параметры автомобиля;
  • повышает крутящий момент, когда авто идет на подъем или едет в условиях бездорожья.

Что будет, если масло в «раздатке» вовремя не заменить?

Если вовремя не заменить масло, «раздатка» начнет разрушаться и может заклинить, что приведет к дорогому ремонту коробки или всего двигателя. Из-за трения наблюдается повышенный износ деталей и происходит их перегрев.

Рекомендуемые интервалы замены масла

Периодичность замены указывается заводом-изготовителем автомобиля, но есть еще несколько показателей, которые указывают, что жидкость в «раздатке» пора заменить:

  1. В среднем масло меняют через каждые 40–60 км. Но если ТС использовалось в тяжелых условиях (в т.ч. в гонках и спортивных состязаниях), то замену стоит делать раньше.
  2. Если появились посторонние шумы или стуки при переключении передач, запах гари, коробка перестала реагировать должным образом.
  3. Если приобретен подержанный автомобиль.

Проверка уровня масла в «раздатке»

На большинстве автомобилей для проверки уровня масла смотровые окна отсутствуют. Контроль уровня и замена осуществляются через заливное отверстие.

Для этого необходимо:

  1. Поставить автомобиль на ровную горизонтальную поверхность.
  2. Дать ему 20–30 минут остыть.
  3. Открутить пробку заливного отверстия и деревянной палкой или проволокой измерить, насколько ниже уровень жидкости кромки отверстия.
  4. Если расстояние выше 10 мм, долить масло.

Какое масло и сколько заливать?

Каждый завод-изготовитель автомобиля дает рекомендации, какое масло заливать и сколько. Существуют 2 общепринятые классификации (по SAE и API). Первая разделяется по классу вязкости, а вторая – по эксплуатационным качествам.

SAE-масла делятся на зимние и летние. Зимние имеют в названии символ «W», у летних ничего не написано, а все сезонные содержат оба обозначения.

Виды маслаAPI делятся на 6 категорий GL:

  1. GL1 – для передач, работающих в легких условиях. Сейчас почти не используются.
  2. GL2 – для тракторов и сельскохозяйственных машин.
  3. GL3 – для работы в средних условиях тяжести. Содержат 2,7% противоизносных присадок. Не предназначены для гидроидных передач.
  4. GL4 содержат 4,0% противозадирных присадок.
  5. GL5 – для суровых условий пользования автомобилем. Содержат до 6,5% противозадирных присадок. Предназначены для гипоидных передач.
  6. GL6 – для автомобилей, работающих на высоких скоростях и с ударными моментами.

Если автомобиль имеет самоблокировку заднего моста, то трансмиссионное масло должно быть с индексом LS, означающим наличие противовибрационных присадок.

Самые популярными являются GL4 и GL5, у них похожие характеристики:

  1. Хорошая обработка системы трансмиссии при низкой температуре без необходимости прогревать мотор.
  2. Слабая вспениваемость, позволяющая сохранять высокое качество смазки даже на максимально допустимых оборотах.
  3. Сохранение работоспособности мотора даже при попадании внутрь конденсата.

Нужное количество масла для заливки зависит от марки и модели авто и прописана в руководстве. В некоторых мануалах указывается и точная марка масла, которое рекомендуется использовать.

Чтобы ускорить процесс заливки при самостоятельной замене, стоит делать это до момента, пока оно не начнет вытекать.

Замена своими руками

Сначала нужно узнать, есть в автомобиле сливное отверстие или нет.

Есть сливное отверстие

Перед тем как слить масло, необходимо разогреть автомобиль, проехав несколько километров, т.к. ГСМ становится более жидким и его проще слить. Потом поставить транспорт на ровную горизонтальную поверхность.

Процесс замены маслаРегламент работ:

  1. Открутить заливную пробку, т.к. она может прикипеть.
  2. Открутить пробку слива, предварительно поставив под отверстие емкость.
  3. Очистить ветошью пробку слива от собравшейся на магните стружки.
  4. Промазать сливное отверстие герметиком.
  5. Закрутить пробку слива обратно и с помощью шприца налить новое масло через заливное отверстие.
  6. Закрутить заливную пробку и проверить конструкцию на герметичность.

Нет сливного

При отсутствии сливного отверстия слив и залив масла осуществляются через заливное отверстие.

Регламент работ для этой задачи:

  1. Открыть заливную пробку (она же и сливная).
  2. Внутрь поместить жгут, проталкивая его до упора. Вставить во второй конец жгута шприц и откачать им часть масла. Подставить емкость, отсоединить шприц. Под давлением старое масло польется самостоятельно.
  3. Залить через жгут шприцем новое масло в нужном количестве.
  4. Закрутить пробку и проверить ее на герметичность.

Мнения бывалых

Многие автолюбители со стажем рекомендуют не пренебрегать качеством масла и заливать в «раздатку» то, что подходит для данной марки автомобиля, опираясь на мануал. Обязательно проверять ГСМ на оригинальность и доверять ощущениям, опираясь на то, как ведет себя автомобиль при заливке того или иного масла.

В некоторых мануалах пользования авто указано, что масло не нужно менять в течение всего периода пользования транспортом, но в основном подразумевается срок не более 10 лет. При повышенной эксплуатации (в т.ч. в суровых климатических условиях), частой езде по бездорожью, бродам, перевозке тяжелых грузов делать это нужно чаще чем через 40 км.

Для самостоятельной замены необходимо, чтобы под рукой были нужные инструменты: набор ключей, емкость для слива использованного масла, специальный шприц (или аптечный большого объема), гибкая трубка или жгут.