Замена масла в раздаточной коробке полноприводного автомобиля
Обслуживание20 августа 2023
Содержание
Для того чтобы транспортное средство (ТС) исправно работало, нужно проводить регулярные ТО и пользоваться качественными расходниками. Одной из важных технических процедур является замена масла в «раздатке». Она поможет выявить проблемы, если таковые имеются, и сохранить автомобиль в хорошем состоянии.
Особенности раздаточной коробки
Раздаточная коробка передач – сложный механизм, отвечающий за перераспределение крутящего момента от ведущих мостов, увеличивающий его. Устанавливается на полноприводных автомобилях. Обеспечивает лучшую проходимость и управляемость авто на пересеченной местности или в условиях с низким сцеплением. Масло выполняет важную функцию смазки и охлаждает коробку.
Есть еще несколько функций, за которые отвечает раздаточная коробка:
- оказывает влияние на стабильность ТС во время движения на маленькой скорости;
- позволяет двигателю работать на большей мощности;
- повышает тяговые параметры автомобиля;
- повышает крутящий момент, когда авто идет на подъем или едет в условиях бездорожья.
Что будет, если масло в «раздатке» вовремя не заменить?
Если вовремя не заменить масло, «раздатка» начнет разрушаться и может заклинить, что приведет к дорогому ремонту коробки или всего двигателя. Из-за трения наблюдается повышенный износ деталей и происходит их перегрев.
Рекомендуемые интервалы замены масла
Периодичность замены указывается заводом-изготовителем автомобиля, но есть еще несколько показателей, которые указывают, что жидкость в «раздатке» пора заменить:
- В среднем масло меняют через каждые 40–60 км. Но если ТС использовалось в тяжелых условиях (в т.ч. в гонках и спортивных состязаниях), то замену стоит делать раньше.
- Если появились посторонние шумы или стуки при переключении передач, запах гари, коробка перестала реагировать должным образом.
- Если приобретен подержанный автомобиль.
Проверка уровня масла в «раздатке»
На большинстве автомобилей для проверки уровня масла смотровые окна отсутствуют. Контроль уровня и замена осуществляются через заливное отверстие.
Для этого необходимо:
- Поставить автомобиль на ровную горизонтальную поверхность.
- Дать ему 20–30 минут остыть.
- Открутить пробку заливного отверстия и деревянной палкой или проволокой измерить, насколько ниже уровень жидкости кромки отверстия.
- Если расстояние выше 10 мм, долить масло.
Какое масло и сколько заливать?
Каждый завод-изготовитель автомобиля дает рекомендации, какое масло заливать и сколько. Существуют 2 общепринятые классификации (по SAE и API). Первая разделяется по классу вязкости, а вторая – по эксплуатационным качествам.
SAE-масла делятся на зимние и летние. Зимние имеют в названии символ «W», у летних ничего не написано, а все сезонные содержат оба обозначения.
API делятся на 6 категорий GL:
- GL1 – для передач, работающих в легких условиях. Сейчас почти не используются.
- GL2 – для тракторов и сельскохозяйственных машин.
- GL3 – для работы в средних условиях тяжести. Содержат 2,7% противоизносных присадок. Не предназначены для гидроидных передач.
- GL4 содержат 4,0% противозадирных присадок.
- GL5 – для суровых условий пользования автомобилем. Содержат до 6,5% противозадирных присадок. Предназначены для гипоидных передач.
- GL6 – для автомобилей, работающих на высоких скоростях и с ударными моментами.
Если автомобиль имеет самоблокировку заднего моста, то трансмиссионное масло должно быть с индексом LS, означающим наличие противовибрационных присадок.
Самые популярными являются GL4 и GL5, у них похожие характеристики:
- Хорошая обработка системы трансмиссии при низкой температуре без необходимости прогревать мотор.
- Слабая вспениваемость, позволяющая сохранять высокое качество смазки даже на максимально допустимых оборотах.
- Сохранение работоспособности мотора даже при попадании внутрь конденсата.
Нужное количество масла для заливки зависит от марки и модели авто и прописана в руководстве. В некоторых мануалах указывается и точная марка масла, которое рекомендуется использовать.
Чтобы ускорить процесс заливки при самостоятельной замене, стоит делать это до момента, пока оно не начнет вытекать.
Замена своими руками
Сначала нужно узнать, есть в автомобиле сливное отверстие или нет.
Есть сливное отверстие
Перед тем как слить масло, необходимо разогреть автомобиль, проехав несколько километров, т.к. ГСМ становится более жидким и его проще слить. Потом поставить транспорт на ровную горизонтальную поверхность.
Регламент работ:
- Открутить заливную пробку, т.к. она может прикипеть.
- Открутить пробку слива, предварительно поставив под отверстие емкость.
- Очистить ветошью пробку слива от собравшейся на магните стружки.
- Промазать сливное отверстие герметиком.
- Закрутить пробку слива обратно и с помощью шприца налить новое масло через заливное отверстие.
- Закрутить заливную пробку и проверить конструкцию на герметичность.
Нет сливного
При отсутствии сливного отверстия слив и залив масла осуществляются через заливное отверстие.
Регламент работ для этой задачи:
- Открыть заливную пробку (она же и сливная).
- Внутрь поместить жгут, проталкивая его до упора. Вставить во второй конец жгута шприц и откачать им часть масла. Подставить емкость, отсоединить шприц. Под давлением старое масло польется самостоятельно.
- Залить через жгут шприцем новое масло в нужном количестве.
- Закрутить пробку и проверить ее на герметичность.
Мнения бывалых
Многие автолюбители со стажем рекомендуют не пренебрегать качеством масла и заливать в «раздатку» то, что подходит для данной марки автомобиля, опираясь на мануал. Обязательно проверять ГСМ на оригинальность и доверять ощущениям, опираясь на то, как ведет себя автомобиль при заливке того или иного масла.
В некоторых мануалах пользования авто указано, что масло не нужно менять в течение всего периода пользования транспортом, но в основном подразумевается срок не более 10 лет. При повышенной эксплуатации (в т.ч. в суровых климатических условиях), частой езде по бездорожью, бродам, перевозке тяжелых грузов делать это нужно чаще чем через 40 км.
Для самостоятельной замены необходимо, чтобы под рукой были нужные инструменты: набор ключей, емкость для слива использованного масла, специальный шприц (или аптечный большого объема), гибкая трубка или жгут.