Как можно проверить уровень масла в вариаторе?

Обслуживание10 апреля 2021

На части автомобилей европейского и азиатского производства используется бесступенчатая автоматическая трансмиссия, обеспечивающая равномерное изменение скорости и снижение расхода топлива. При проведении регулярного ТО необходимо проверить уровень масла в вариаторе: уменьшение объема жидкости или появление загрязнений указывают на необходимость обслуживания агрегата. Недостаток масла приводит к ускоренному абразивному износу пластинчатого ремня и конических шкивов, что обернется дорогостоящим ремонтом.

Вариатор

Какой должен быть уровень масла в вариаторе?

Уровень жидкости должен соответствовать нормальному значению, для определения используют щуп или контрольное отверстие в картере коробки. Проверку производят после прогрева вариатора до +35...+50°С (значение зависит от производителя). Для повышения точности замера необходимо разогнать жидкость по магистралям, последовательно переведя селектор коробки через все рабочие положения.

На щупе имеются зоны Hot и Cold (либо насечки с аббревиатурами Add-1PT или Don`t-Full-Max), позволяющие производить замеры на холодной или прогретой коробке.

Щуп расположен на верхней части корпуса вариатора. Производители предусматривают направляющие металлические трубки для установки стержня и фиксации рукоятки. Место установки указано в инструкции по эксплуатации, прилагаемой к автомобилю. На пластиковой рукоятке может указываться назначение щупа, некоторые производители (например, Nissan) наносят дополнительные сведения о типе жидкости, заправленной в вариатор.

Как правильно проверить уровень масла в вариаторе?

Количество жидкости определяют 2 способами:

  1. При помощи штатного щупа с металлическим или пластиковым стержнем, на котором нанесены отметки, соответствующие уровням в холодном и горячем состоянии. Предусмотрены насечки для указания поля допуска, поскольку обеспечить точный объем жидкости в вариаторе невозможно.
  2. Через контрольное отверстие (если щуп отсутствует). Подобные вариаторы встречаются на автомобилях марок Nissan и Mitsubishi. Вынимать пластиковую заглушку и пытаться вставить самодельный щуп не следует, поскольку коробка не рассчитана на установку дополнительных элементов.

Вне зависимости от способа тестирования необходимо оценить состояние масла. Потемнение жидкости или появление запаха гари указывает на некорректную работу бесступенчатой трансмиссии. В этом случае следует обратиться в сервисный цент для проведения диагностики агрегата. Проверка позволяет определить остаточный ресурс, на основании выводов производят ремонт вариатора либо осуществляют замену жидкости с фильтром и промывку поддона от отложений.

Щуп

Как проверить масло в вариаторе на щупе?

Чтобы посмотреть уровень при помощи щупа, необходимо:

  1. Прогреть двигатель и коробку, совершив поездку на расстояние 10-15 км в летнее время и около 20-25 км при отрицательной температуре воздуха.
  2. Установить автомобиль на горизонтальном участке дороги, глушить мотор при этом не следует.
  3. Нажать на педаль тормоза и последовательно перевести рычаг вариатора в каждое положение, задерживая селектор на 5-10 секунд в каждой позиции.
  4. Установить ручку в положение парковки и открыть капот автомобиля.
  5. Протереть рукоятку щупа и картер коробки от загрязнений, а затем вытянуть контрольный стержень. Попадание грязи в вариатор недопустимо, поэтому производители не рекомендуют проводить проверку в дождливую погоду. На некоторых моделях на ручке предусмотрена скоба отключения фиксатора, ряд изготовителей не использует дополнительных креплений.
  6. Протереть щуп чистой сухой ветошью, а затем вставить в отверстие до упора.
  7. Извлечь и определить количество рабочей жидкости: уровень должен находиться напротив отметки Hot в пределах поля допуска. В ином случае необходимо долить жидкость или откачать излишки из картера бесступенчатой коробки передач. Удалить часть масла можно с помощью шприца емкостью 30-50 мл и удлинительной трубки.
  8. После завершения проверки установить щуп на место, закрыть капот и продолжить эксплуатацию автомобиля.

Определения уровня масла без щупа

Общий алгоритм проверки:

  1. Установить автомобиль на смотровую яму или эстакаду и обеспечить отвод отработавших газов в атмосферу (если обслуживание проводят в закрытом помещении).
  2. Запустить двигатель и прогреть до рабочей температуры.
  3. Перевести рычаг коробки в каждое положение, удерживая селектор на протяжении 5 секунд. Работающая помпа заполняет жидкостью магистрали, что повышает точность замера.
  4. Подключить компьютер к диагностическому разъему и проверить температуру жидкости в вариаторе. Например, на Nissan Qashqai J11 требуется прогреть масло до +35...+45°С. Мотор должен работать в режиме холостого хода.
  5. Отвернуть контрольную пробку на боковой части картера, предварительно подставив емкость вместимостью до 1 л. Излишки жидкости вытекут из коробки. Если же масла недостаточно, следует заправить в вариатор дополнительную порцию. Уровень считается нормальным, когда из отверстия вытекают отдельные капли.

Определение уровня масла

Не следует определять уровень жидкости путем слива материала и определения объема. Часть масла остается в магистралях и не стекает в подставленную емкость.

Кроме того, владелец машины не знает, каков был начальный уровень жидкости, при заливке объем смазки в вариаторе может оказаться как чрезмерным, так и недостаточным.

Нюансы проверки уровня масла при разных условиях

Допускается определение уровня рабочей жидкости на:

  • холодном вариаторе (вне зависимости от температуры окружающей среды);
  • прогретой коробке (например, при появлении рывков в движении или постороннего шума от агрегатов трансмиссии).

На холодную

Для проверки потребуется открыть капот, протереть корпус коробки вокруг отверстия измерительного стержня, а затем вынуть щуп. После протирки контрольный элемент вставляют в вариатор до упора и вынимают. Объем жидкости должен находиться между отметками максимального и минимального уровня в холодном состоянии (на стержне будет нанесена надпись Cold). Насечки Cold расположены на 2-3 мм ниже индикаторов Hot, поскольку масло при нагреве расширяется. Методика позволяет грубо определить количество жидкости, которое может упасть ниже допустимого предела при работе.

На горячую

Проверку уровня в горячей коробке производят на горизонтальном участке дороги при работающем моторе, селектор переводят в положение стоянки. На щупе имеется зона с отметкой Hot, при нормальных условиях масло должно находиться между границами максимального и минимального объема. Производитель учитывает термическое расширение жидкости и возможность заправки в картер излишков масла. Эксплуатация коробки с чрезмерно повышенным или пониженным уровнем запрещена.

Последствия слишком низкого или высокого уровня жидкости

Излишек жидкости в агрегате приводит к появлению пены, которая ухудшает условия работы трансмиссии. Автомобиль будет разгоняться рывками, переменные нагрузки изнашивают трущиеся поверхности. Стружка частично улавливается магнитом, но частицы могут попасть на беговые дорожки подшипников качения и повредить конструкцию. В вариаторах предусмотрены теплообменники, масло охлаждается потоком антифриза. При разрушении радиатора возможно попадание посторонней жидкости во внутренние полости коробки, что вызывает быстрый износ трущихся поверхностей.

Падение уровня масла также негативно влияет на ресурс агрегата. Недостаток жидкости приводит к повышенной силе трения, ремень и конические поверхности изнашиваются в несколько раз быстрее. Образующаяся мелкая стружка способствует дальнейшему разрушению деталей конструкции, засоряет каналы и блокирует работу масляной помпы. Регулярная проверка масла в вариаторе и замена жидкости с фильтром поддерживают работоспособность трансмиссии и обеспечивают достижение заявленного производителем ресурса.

Для доливки следует использовать жидкость, идентичную залитой в картер вариатора. Если владелец не знает, какое масло в коробке (например, в случае приобретения подержанной машины), рекомендуется провести внеочередную замену. Заливка новой жидкости и установка чистого фильтра не оказывают негативного влияния на ресурс агрегата.