Какое трансмиссионное масло заливать в МКПП?
Обслуживание4 января 2017
Замена жидкой смазки в коробке с ручным переключением – операция неизбежная, поскольку в процессе эксплуатации свойства любого смазывающего материала ухудшаются. Это ускоряет износ трущихся поверхностей на деталях, вызывает перегрев узла, а в запущенных случаях приводит к затрудненному включению скоростей. Если хозяин автомобиля решил выполнить замену самостоятельно, то сразу возникает вопрос, какое масло заливать в механическую коробку передач (сокращенно МКПП). Разобраться в нем стоит и тем водителям, кто пользуется услугами СТО, чтобы не допустить ошибки при выборе трансмиссионной смазки.
О роли трансмиссионного масла
Условия работы смазочной жидкости в двигателе и коробке передач сильно отличаются. В первом случае она должна проникать в многочисленные мелкие каналы и минимизировать силу трения скольжения, возникающую при контакте различных поверхностей. В механической КПП, где крутящий момент передается от первичного вала вторичному через шестеренки с косыми зубьями, сила трения действует иначе.
Читайте также про переключение скоростей на МКПП.
При зацеплении косозубых шестерен в месте контакта действует 2 силы – высокое давление и трение от продольного смещения друг относительно друга. Если не свести трение между поверхностями к минимуму, то металл быстро перегреется и расширится, отчего на зубьях уменьшатся рабочие зазоры и механизм начнет заедать. Это вызовет очередной рост температуры и поломку контактирующих деталей.
Чтобы шестеренчатый механизм надежно функционировал в течение длительного времени, масло для МКПП должно решать следующие задачи:
- создание устойчивой и прочной пленки на рабочей части шестерен;
- отвод излишков тепла, возникающего при трении деталей;
- вымывание мельчайших частиц из зоны контакта зубьев;
- обеспечение работы подшипников качения, на которых вращаются валы.
Успешным решением перечисленных задач явилось масло повышенной вязкости, заливаемое в механические коробки. Оно образует устойчивый смазывающий слой, усиленный специальными присадками на основе активной серы и цинка. В результате минимальный ресурс трансмиссионной смазки составил 30 тыс. км для автомобилей ВАЗ, в иностранных марках этот пробег еще больше.
Виды смазочных материалов для КПП
Перед тем как выбрать масло для трансмиссии, необходимо разобраться в его классификации. Как и жидкости для смазывания деталей двигателя, масла для коробки передач делятся на 3 вида по способу изготовления:
- наиболее дешевые – минеральные составы, получаемые из нефти по технологии крекинга;
- смазки, синтезируемые искусственно (синтетические);
- полусинтетические смазочные материалы – продукт частичного синтеза.
По всем эксплуатационным показателям выигрывают синтетические масла, но они существенно дороже минеральных. Полусинтетические составы – это компромисс как по стоимости, так и по рабочим характеристикам.
Подавляющее большинство автолюбителей Российской Федерации используют в своих машинах 2 типа масел – на минеральной и полусинтетической основе. При этом смешивать их между собой не допускается.
Смазочные материалы для МКПП также делятся на классы по двум международным системам – SAE и API. В первом случае классифицируется вязкость масла и его применяемость в различных температурных режимах:
- Материал с маркировкой 75W сохраняет свойства до температуры -40°С. Буква W обозначает, что масло «зимнее» (в переводе с английского слова winter).
- То же, с обозначением 80 W – до температуры -26°С.
- То же, с маркировкой 85 W – до температуры -12°С.
- Летние виды трансмиссионных смазок обозначаются цифрами без буквенного индекса W – 90, 140, 250.
В системе API смазочные составы классифицируются по содержанию противозадирных присадок. Общее количество классов – 6, но реально применяется только 3 из них:
- GL-1 присваивается маслу, не имеющему противозадирных присадок и заливаемому в механизмы с небольшими нагрузками;
- сфера применения смазки GL-4, включающей оптимальный набор присадок, – механические коробки с ручным переключением передач;
- GL-5 – это смазочный материал с высоким содержанием активных присадок, противостоящих износу и задиру механизмов, используется при эксплуатации МКПП и редукторов в тяжелых условиях.
Классификация API относится только к механическим коробкам, для автоматических трансмиссий предусмотрена отдельная градация.
Советы по выбору
Приняв решение самостоятельно сменить смазку и выбирая, какое масло лучше, первым делом загляните в инструкцию по эксплуатации автомобиля. В ней четко прописан класс вязкости и тип применяемого материала, а в некоторых случаях даже фирма – изготовитель. Последовав указаниям инструкции, вы точно не ошибетесь. Если же документация на автомобиль по каким-то причинам отсутствует либо вы хотите залить другой тип смазки, то изучите следующие рекомендации:
- Для механических коробок передач машин, эксплуатирующихся на территории Российской Федерации, лучше всего подойдет всесезонное масло с маркировкой по SAE 75W-90 или 80W-85. Поскольку замена выполняется не чаще, чем 1 раз за 30 тыс. км, то брать летнюю либо чисто зимнюю смазку нецелесообразно, вряд ли вы столько проедете за сезон.
- По классификации API в механическую КПП современного авто лучше заливать масло GL-4, а при тяжелых условиях эксплуатации – GL-5. Под такими условиями подразумевается езда на большой скорости, по плохим дорогам или постоянная перевозка грузов.
- В МКПП допускается заливать смазочный материал, предназначенный для коробки-автомата, лишь бы соответствовал класс вязкости. Правда, подобная покупка обойдется дороже, поскольку к маслам для автоматической трансмиссии предъявляются особые требования.
- Для смазывания КПП классических моделей Жигулей отлично подойдет «родное» масло ТАД-17И.
Одно время известный российский производитель АвтоВАЗ рекомендовал заливать в механические коробки переднеприводных машин ВАЗ 2108 и 2109 моторную смазку, что и делают некоторые автолюбители по сей день. Причина такой рекомендации – отсутствие на рынке масел подходящей вязкости. Трансмиссионное ТАД-17И в эти коробки лить уже нельзя, а других вариантов не было.
На данный момент ситуация изменилась, поэтому для машин ВАЗ с передним приводом лучше выбрать трансмиссионное масло по SAE 80W-85 и API GL-4.
Если вам неизвестно, какой тип смазки залит в коробку передач, то перед заменой ее стоит хорошо прогреть, слить отработку, а потом промыть специальным составом. Смешивания смазывающих материалов допустить нельзя, поскольку это скажется на сроке службы вашей МКПП.
Ребята хочу посоветоваться. Думал всегда, что HLP идеальное масло вне зависимости от производителя (уж точно на порядок выше ВМГЗ)). Так даже на столько что даже в гидроусилитель руля своей лошадки прилично влил. Думал ГУР нормально стабильно работает. Со стороны корпуса насоса ГУР не подтекало, объем тот же. Перепадов в давлении тоже не заметил. Воздуха в систему не напустил. Прокачали целую банку, вторую залили в бачок. Никакой пены и пузырей нету. Если убрать сетку, видно что жидкость циркулирует под давлением. Руль стал жестким. Вроде бы все было гуд...
Летом нанимал мужика с автосервиса тот мне залипил, что хуже чем HLP вобще масла нет, какое-то назвал хорошее я забыл, а при этом дешевле стоит говорит.
хотелось бы субъективные мнения коллег услышать по этому вопросу, какое гидравлическое масло купить. Может ATF DEXTRON масло трансмиссионное купить _http://arditeh.by/katalog/masla/transmissionnoe-maslo мне и попробовать залить в гидро усилитель. Что из этого можно выбрать в гидроусилитель руля лучше всего? Характеристики примерно одинаковые, вот качество бывает весьма не то что говорят. Ну и по цене, конечно много не хочется переплачивать.