Вылет колесного диска и его влияние на эксплуатацию автомобиля
Эксплуатация14 февраля 2021
Содержание
Вылет колесного диска относится к параметрам, важность которых неочевидна. Пользуясь этим, недобросовестные продавцы стараются убедить автолюбителей пренебречь рекомендациями производителя и приобрести неподходящие колеса. Результатом может стать сокращение ресурса ходовой или даже ее разрушение.
Что такое вылет колесного диска?
Данным термином обозначают дистанцию между плоскостями:
- Привалочной, лежащей в зоне прилегания диска к ступице.
- Центральной, разделяющей обод по вертикали на 2 равные части.
Эту величину можно выразить формулой:
Выл = А – (Шд / 2), где
- А – расстояние между поверхностью прилегания к ступице и плоскостью, проходящей через кромку обода со стороны кузова;
- Шд – ширина диска.
Значит, вылет может быть:
- Положительным, если привалочная плоскость расположена снаружи относительно центральной, а колесо выглядит утопленным под крылом.
- Отрицательным, если наоборот. Колесо выдвигается из-под кузова, крыло оснащают пластиковыми накладками.
Значение вылета в мм указывают на ободе после литер «ET». Например, ET35.
Ключевым является тот факт, что у колес с одинаковыми диаметром, шириной и разболтовкой данный параметр может существенно отличаться.
На что влияет вылет диска?
С вылетом связаны следующие величины:
- Колесная база.
- Момент, прилагаемый к подшипнику ступицы.
Оба параметра нужно рассмотреть подробно.
От колесной базы зависят:
- Устойчивость. Улучшается с увеличением дистанции между колесами. По этой причине у внедорожников вылет нулевой или отрицательный.
- Управляемость. Является наилучшей при той колесной базе, которую заложили конструкторы.
Момент, воздействующий на ступичный подшипник, рассчитывают как произведение 2 величин:
- Силы, с которой дорога действует на колесо.
- Плеча – дистанции от направления действия силы до точки, относительно которой она вызывает вращение.
Дорога воздействует на колесо по всему пятну контакта, и суммарный силовой вектор проходит через его срединную точку. Если резина не изношена и развал-схождение отрегулирован, данная точка лежит в центральной плоскости диска.
Таким образом, чем дальше от подшипника находится вертикальная ось колеса, тем больший момент на него действует.
Как определить вылет диска?
Рекомендуемый вылет колесного диска указан в руководстве к автомобилю. Если оно утеряно, скачивают электронную версию на сайте производителя. При отсутствии возможности сделать это смотрят значение ET на старых колесах.
Если цифры стерлись, измеряют вылет вручную следующим способом:
- Приподнимают машину домкратом до отрыва колеса от пола.
- Откручивают его, используя баллонный ключ. Если колесо прикручено «секретками», применяют подходящий накидной инструмент.
- Кладут колесо внешней стороной на пол.
- Сверху вдоль диаметра располагают деревянную рейку такой длины, чтобы ее концы лежали на ободе.
- Линейкой измеряют дистанцию между привалочной поверхностью и нижней гранью рейки (размер «А»).
- Переворачивают колесо внутренней стороной к полу.
- Проводят аналогичные замеры: кладут на кромки обода рейку и определяют дистанцию от ее нижней грани до привалочной плоскости (размер «В»).
- Вычисляют вылет по формуле: ET = (А + В) / 2 – В.
Например, первый замер дал результат А = 114 мм, второй – В = 100 мм. Тогда вылет равен:
ET = (114 + 100) / 2 – 100 = 107 – 100 = 7 мм.
Осталось проверить, согласуется ли это с первой формулой (Выл = А – Шир / 2). В данном случае ширина диска равна сумме обоих замеров: Шир = А + В = 114 + 100 = 214 мм. Тогда Выл = 114 – 214 / 2 = 114 – 107 = 7 мм.
Результаты по 2 вычислениям совпали.
Допускаются ли отклонения по вылету диска?
Отклонение вылета диска возможно только в пределах, указанных производителем автомобиля.
Для некоторых моделей эта величина меняться не может. Например, для Lada Granta HB Hatchback 1.6, оснащаемой на заводе колесами 5,5Jx14 4/98 ET35 и 6Jx15 4/98 ET35, производитель разрешает замену стандартных дисков на следующие:
- 5Jx14 4/98 ET35;
- 5,5Jx15 4/98 ET35.
Получается, что владелец данной машины не может варьировать вылет диска.
Иначе обстоит дело с автомобилем KIA Sportage SL 2.0 CRDI. На заводе его комплектуют колесами 3 типоразмеров:
- 6,5Jx16,5*114.3 ET31;
- 6,5Jx17*114,3 ET35;
- 7Jx18.5*114,3 ET40.
Производитель разрешает менять стандартные колеса на следующие:
- 6Jx16.5/114,3 ET40;
- 6.5Jx16.5/114,3 ET36;
- 6.5Jx17.5/114,3 ET37;
- 7Jx16.5/114,3 ET36;
- 7Jx17.5/114,3 ET36;
- 7Jx18.5/114,3 ET38;
- 7.5Jx17.5/114,3 ET32;
- 7.5Jx18.5/114,3 ET33.
Таким образом, по инструкции автопроизводителя для колес диаметром 6,5Jx16 допустимый вылет составляет 31 и 36 мм. Значит, подойдут и все промежуточные значения.
Рекомендованный вылет для популярных моделей автомобилей ET35 и ET45
Ниже приведены значения вылета, установленные производителями машин наиболее распространенных марок:
Марка автомобиля | Вылет |
Audi A4, A6 | 35 |
BMW X5, Honda CRV | 40-45 |
Daewoo Nexia, KIA Seed | 38-42 |
Daewoo Matiz | 38 |
Dodge Caliber, Volkswagen Golf | 35-40 |
Ford Focus, Honda Civic, Honda Jazz, Hyundai Accent, Hyundai Sonata, Toyota Corolla, Toyota Camry | 35-38 |
Ford Mondeo, Mitsubishi Lancer, Nissan Almera, Nissan Maxima | 35-42 |
MercedesBenz A-Klasse | 45-50 |
MercedesBenz E-Klasse | 48-54 |
MercedesBenz ML-Klasse | 46-60 |
Автомобили марки ВАЗ, за исключением внедорожника «Нива», рассчитаны на вылет в 35-38 мм.
Чем грозит изменение величины вылета?
Использование колес с недопустимым вылетом дает негативный результат:
- В подвеске возникают усилия, на которые она не рассчитана.
- Нарушается работа датчиков системы АБС и пр.
- Страдает управляемость автомобиля.
Нестандартные нагрузки на ходовую могут стать причиной следующих явлений:
- сокращения ресурса ступичного подшипника;
- деформации деталей;
- их разрушения.
Современные автомобили крайне чувствительны к отклонениям в нагрузках, поскольку инженеры закладывают в их конструкцию минимальный запас прочности. Так поступают с целью удешевления изделия. Неслучайно 2 автомобиля одной марки и модели, отличающиеся только двигателями, комплектуются разными наконечниками рулевых тяг, шаровыми опорами, рычагами, сайлентблоками и прочими деталями подвески. Такой подход обусловлен тем, что с изменением массы мотора различаются и нагрузки на ходовую.
При таких условиях вероятность деформации или разрушения деталей вследствие приложения запредельного момента резко возрастает. Также нестандартные нагрузки способны дезинформировать датчики, отслеживающие состояние автомобиля.
В современном транспортном средстве их имеется немало, например:
- Сенсоры для контроля давления в шинах. Если оно снижено, бортовому компьютеру поступает предупреждающий сигнал.
- Датчики в составе системы ABS. Помогают предотвратить блокировку колес при торможении.
- Стабилизатор курсовой устойчивости. Следит за положением машины на дороге и обеспечивает прямолинейное движение. Препятствует заносу транспортного средства путем попеременной блокировки правых и левых колес.
Одним из управляющих параметров для перечисленных систем является величина момента, воздействующего на ступицу. При езде на колесах с неправильным вылетом возможны ошибки в действиях автоматики, например блокировка колес в неподходящее время. Это может спровоцировать аварию.
Еще одно следствие недопустимого отклонения вылета – существенное изменение колесной базы. В результате смещается рулевая ось, что приводит к нежелательным явлениям:
- меняются параметры поворота руля, управляемость автомобиля становится хуже;
- при выполнении поворота увеличивается износ резины.
Колесо с неправильным вылетом может подходить по всем прочим параметрам (по разболтовке, диаметру и т.д.). Тот факт, что оно без проблем садится на ступицу, недобросовестный продавец использует в качестве подтверждения «правильности» выбора. Допускается установка только дисков с большим, чем положено, вылетом при условии монтажа на ступицы проставок, стальных «блинов» с отверстиями для болтов. Толщину подбирают с таким расчетом, чтобы компенсировать разницу в вылете.