Как сделать шторки для автомобиля своими руками?

Уход за автомобилем16 января 2021

Чтобы изготовить шторки для автомобиля своими руками, необходимо определиться с конструкцией и подобрать материал, соответствующий отделке интерьера машины. Декоративные элементы обеспечивают защиту пассажиров от солнца, не позволяют насекомым проникать в салон через опущенные стекла. Шторки являются альтернативой тонировке, в случае возникновения претензий со стороны ГИБДД изделия снимаются или убираются за несколько секунд.

Шторки для автомобиля

Для чего нужны автомобильные шторки?

Основное назначение тканевых или пластиковых шторок, устанавливаемых на остекление машины:

  • защита людей и багажа в салоне от воздействия прямых солнечных лучей;
  • снижение термического воздействия на элементы отделки экстерьера;
  • улучшение условий работы кондиционера за счет уменьшения теплового воздействия извне;
  • ухудшение видимости людей и вещей, находящихся в салоне;
  • улучшение восприятия салона автомобиля водителем и пассажирами.

Преимуществом шторок перед тонировкой является возможность быстрого снятия. Согласно действующим на территории России правилам дорожного движения, запрещается использовать элементы, ухудшающие обзор с места водителя в боковые зеркала заднего вида или через ветровое стекло. Но на стоящем автомобиле допускается установка солнцезащитных шторок вне зависимости от расположения окна.

Разновидности самодельных шторок

На автомобилях используют самодельные шторки нескольких типов:

  • передвигаемые по направляющим из пластика или стального троса;
  • устанавливаемые на фиксаторах в оконный проем;
  • фиксируемые на стекле на присосках.

Шторки также принято разделять по используемому для рамки и защитного полотна материалу. Встречаются изделия на металлическом или пластиковом каркасе, затянутом хлопчатобумажной или полимерной тканью.

Дополнительным критерием выбора является размер ячейки – от него зависит коэффициент пропускания света. Универсальные экраны могут устанавливаться на стекла с разным радиусом изгиба и габаритами, есть шторки узкоспециализированного назначения (например, подходят только на боковые или заднее стекло).

Сдвижные шторки

Для изготовления полотна используют ткань средней плотности, не выгорающую под воздействием ультрафиолетового излучения.

Сдвижные шторкиИзделие устанавливают на стальную проволоку либо струну, натянутую вдоль верхней и нижней кромок стекла. При раскрое заготовки следует учесть радиус изгиба остекления и предусмотреть запас для клапана, через который пропускают струну. Для крепления проволоки на дверях или облицовках задних стоек предусматривают крючки (число фиксаторов зависит от изгиба стекла и количества шторок).

Преимуществом подвижных элементов является аккуратный внешний вид. Некоторые производители машин (например, Lexus) устанавливают шторки в заводских условиях. Владелец может снять полотно для стирки или химчистки либо использовать ткань другого цвета. Пассажиры самостоятельно выбирают положение экрана, конструкция не препятствует работе механизма стеклоподъемника.

При изготовлении шторок своими руками часто используют рыболовную леску. Размер полотна подбирают в зависимости от конфигурации шторки. Если предполагается занавеска со складками, то ширина ткани должна быть на 45-50% больше оконного проема.

На автобусах часто используют занавески с верхней направляющей, в убранном состоянии материал подвязывают тканевым ремнем и крепят к стойке кузова.

Для установки подвижных штор предлагаются направляющие профили заводского изготовления, выполненные из пластика или алюминиевого сплава. Элементы крепят по нижней и верхней кромкам оконного проема на двустороннюю клейкую ленту. В профиле предусмотрена прорезь для перемещения бегунков с зажимами для тканевой сетки. Отверстие для их установки закрывают заглушкой, в сдвинутом состоянии элемент фиксируется ремнем и не препятствует обзору в зеркала заднего вида.

Съемные шторки

Для съемной защиты требуется изготовить каркас (например, из стальной отожженной проволоки диаметром 3-4 мм), повторяющий контур стекла. На раму натягивают ткань, конструкцию крепят на дверь с помощью магнитов или пластиковых застежек. Водитель или пассажиры могут быстро снять и установить шторки, к недостаткам конструкции относят недостаточную прочность и габариты. Рамка с тканью уменьшает свободное пространство на 20-40 мм (из-за изогнутого заднего стекла ширина полки снижается на 60-80 мм).

Съемные шторкиСуществуют фабричные конструкции с пластиковым каркасом, соответствующим оконному проему (подбираются по модели автомобиля). При опущенном стекле шторка уменьшает сквозняки и защищает салон от насекомых. Изделие не препятствует перемещению стекла вверх или вниз по направляющим, но частично убрать экран невозможно. Владелец может самостоятельно очистить конструкцию от грязи или установить полотно из ткани другой фактуры или цвета.

Быстросъемные шторки

Существуют декоративно-защитные шторки на окна автомобиля с присосками, позволяющими крепить изделие на поверхность стекла. Фиксаторы устанавливают на ткань, натянутую на каркас из проволоки. Для монтажа или снятия требуется 3-4 секунды, но конструкция не прилегает к стеклам, частично убрать экран не получится. Количество и расположение присосок зависят от размера шторки и радиусов кривизны стекла. Дополнительным недостатком являются присоски, которые отходят при изменении температуры основания или оставляют на поверхности пятна.

Помимо самодельных, существуют детали заводского изготовления, имеющие яркий рисунок, отличающиеся низкой ценой и простотой транспортировки. При установке защиты на присосках изменить положение стекла невозможно, при опущенном остеклении смонтировать шторку не получится. Используемый производителями полимерный материал не отличается высокой механической прочностью (в случае перегиба образуются разрывы), натянуть своими руками ткань на пластиковый каркас затруднительно.

Быстросъемные шторкиВладельцы устанавливают на машины рулонные шторы, которые в натянутом состоянии удерживаются крючком. Полимерное перфорированное полотнище намотано на вал с пружиной обратного хода, механизм скрыт внутри корпуса. Пассажиру достаточно вытянуть штору до упора и установить фиксатор в направляющий паз.

Изделие не препятствует работе стеклоподъемника, но по периметру остается щель шириной 10-20 мм.

Изготовление шторок своими руками

Процедура самостоятельного изготовления шторок включает:

  • замер габаритов оконных проемов и расчет необходимых материалов;
  • изготовление рамы, на которую будет натянута ткань;
  • разметку полотнища с учетом припуска на установку рамки;
  • сборку конструкции;
  • пробную установку и устранение обнаруженных недочетов.

Обмер оконных проемов

Для проведения работ потребуются строительная рулетка, металлическая инструментальная линейка, бумага и ручка. На лист переносят контуры проема с указанием габаритов, при изготовлении каркаса к полученным результатам необходимо добавить 1-2 мм (для плотной фиксации рамки). Некоторые мастера выгибают каркас по месту, обеспечивая защиту лакокрасочного покрытия от повреждений (например, малярной клейкой лентой). Допускается измерение периметра оконного проема нитью, размер необходим для определения длины заготовки.

Изготовление металлического каркаса шторки

Для изготовления рамы используют проволоку из оцинкованной либо нержавеющей стали, в противном случае на ткани могут появиться пятна ржавчины. Для каркаса применяют пруток диаметром от 3 до 5 мм, необходимо заранее отрезать заготовку с запасом по длине в пределах 40-50 мм. Допускается использование проволоки из углеродистой стали, но после окончания процедуры гибки металл необходимо зачистить, покрыть слоем грунта и нанести ударопрочное лакокрасочное покрытие.

Изготовление металлического каркасаКраткий алгоритм изготовления:

  1. Вырезать заготовку в соответствии с полученными размерами, обрезку осуществить ножовкой по металлу или кусачками.
  2. Уложить заготовку на ровный стол и начать изгибать в соответствии с шаблоном оконного проема, нарисованным на бумаге либо картоне. Для изменения конфигурации используют круглые оправки и плоскогубцы, изгибы должны находиться в одной плоскости.
  3. Поочередно сформировать углы, а затем произвести примерку рамки. Качественно изготовленный элемент должен плотно сесть в оконный проем и выниматься с усилием.
  4. Соединить концы заготовки с помощью тонкостенной трубки с подходящим диаметром отверстия, перед обжатием замка плоскогубцами следует повторно установить каркас в оконный проем и отрегулировать взаимное положение концов заготовки. Для соединения можно использовать электродуговую сварку или пайку припоем на медной основе (технология зависит от имеющегося оборудования).
  5. Поочередно изготовить каркасы для остальных дверей и заднего стекла.

Разметка и изготовление тканевой основы шторки

Последовательность действий при разметке ткани:

  1. Распрямить ткань на ровной поверхности и приложить каркас. Перед разметкой металлическую раму следует протереть обезжиривающим составом, удаляющим грязь.
  2. Обвести контур с запасом на сторону по 20-25 мм для клапана, в котором будет находиться рамка.
  3. Вырезать заготовку ножницами и убедиться в правильности изготовления, приложив к каркасу. Если предполагается изготовление нескольких шторок, то на начальном этапе следует подготовить полотнища максимальных размеров. Методика позволяет сократить расход ткани, раскрой следует начинать от края полотна.

Фиксация материала

Для пошива автомобильных шторок необходимо:

  1. Аккуратно расположить полотно относительно каркаса, обеспечивая равномерный припуск по периметру.
  2. Закрепить ткань на раме прищепками, а затем приступить к прошивке материала (вручную или с использованием швейной машинки). Для улучшения внешнего вида и устранения риска коробления по кромке следует пустить тесьму (цвет подобрать под оттенок используемой ткани). При ручной прошивке следует фиксировать полотно по параллельным кромкам, обеспечивая равномерное натяжение без складок.
  3. Подрезать излишки материала, образуя равномерный клапан по периметру будущего экрана.
  4. Произвести повторную прошивку (второй шов повышает прочность и долговечность шторок). Для заделки швов рекомендуется использовать контрастную нить, улучшающую внешний облик шторки.
  5. Обработать швы и линии сгибов в углах клеем, материал не должен портить внешнего вида конструкции (например, выделяться цветом или разрушать ткань после затвердевания).
  6. Разметить точки сверху и снизу, а затем пришить тканевые петли для быстрого снятия шторки из оконного проема. Металлический каркас должен закрываться тканью, в противном случае возможно повреждение лакокрасочного покрытия кузова (например, при неаккуратной установке).

Монтаж шторки

Для установки необходимо:

  1. Аккуратно вставить шторку в проем, приложив усилие.
  2. Осмотреть ткань, при обнаружении заломов или выпуклостей подтянуть материал и зафиксировать дополнительным швом.
  3. Убедиться в возможности снятия шторки при помощи захватов. Если длина петли недостаточна, то понадобится прикрепить увеличенный элемент.
  4. Приступить к эксплуатации готового изделия.

Выбор цвета штор для авто

Перед тем как приобрести или самостоятельно сделать шторки, необходимо подобрать цвет материала, сочетающийся с оттенком кузова и салона автомобиля. Некоторые владельцы предпочитают яркие или контрастные тона, другие останавливаются на варианте, соответствующем цвету отделки сидений и дверных карт. Хорошо смотрится сочетание темного салона и светлых (например, белых или бежевых) шторок или наоборот.