Как провести очистку сажевого фильтра дизельного двигателя?

Диагностика и ремонт8 августа 2022

В современных силовых агрегатах реализованы самые различные системы для очистки от отработавших газов. Среди них – комплекс рециркуляции EGR и сажевые фильтры DPF. Если говорить о последних, то в ходе эксплуатации транспортного средства они быстро изнашиваются и становятся непригодными для эксплуатации.

Почему загрязняется сажевый фильтр?

Загрязнение фильтра считается естественным процессом при сгорании топлива в цилиндрах силовой установки. В ходе такого процесса появляется сажа, но она не представляет угрозы для системы очистки, поскольку является порошком с мелкой фракцией. В результате фильтрации ее частицы просто остаются на сетке.

Загрязнение сажевого фильтраПобочные явления появляются из-за содержания в выхлопных газах углеводородов, не сгоревших до конца в камере. Эти примеси вызывают накопление смолистых отложений, которые словно склеиваются смолой, провоцируя образование нагара. Кроме того, в состав побочных продуктов входят частицы моторного масла, представляющие собой соединения сульфатов металлов, содержащихся в присадках.

При отсутствии правильной очистки сажевого фильтра дизельного двигателя или замены фильтрующих элементов система теряет способность ликвидировать продукты сгорания.

Признаки появления засорений

У любого сажевого фильтра есть своя выработка. Образование накипи происходит из-за оседания отходов на ячейках очистной системы. Затем углеводороды догорают, оставляя после себя смолистые отложения. В большинстве случаев к этому приводят такие действия:

  1. Заправка автомобиля низкосортным топливом, содержащим различные примеси и вредные добавки.
  2. Использование неподходящего или контрафактного моторного масла.
  3. Механические воздействия в виде ударов или столкновений.
  4. Несвоевременная или неправильная регенерация системы очистки.

Существуют разные симптомы засорения фильтра. Среди них:

  1. Проблемы со стартом либо полная невозможность завести мотор.
  2. Повышение расхода топлива.
  3. Появление стороннего запаха в салоне.
  4. Изменение цвета дыма из выхлопной трубы.
  5. Загорание лампочки с ошибкой.

Средства для очистки сажевых фильтров

Чтобы самостоятельно почистить сажевый фильтр, необходимо подготовить подходящие средства для подобных манипуляций. Есть несколько основных методик, помогающих избавиться от смолистых отложений в очистительном блоке двигателя:

  1. Добавление присадок в топливную смесь.
  2. Применение пенного очистителя (добавляется в корпус фильтра без извлечения).
  3. Промывка или очистка с демонтажем детали.

Применение пенного очистителяПоследний вариант используется реже всего, хотя и обеспечивает наивысшую эффективность из-за прямого воздействия на фильтр. Но сам процесс достаточно трудоемкий и часто не гарантирует видимых улучшений. Среди основных производителей химии для очистки фильтров выделяются такие фирмы:

  1. Liqui Moly. Это германская компания, выпускающая несколько линеек продукции. Самой востребованной является серия DFP Cleaner. Ее можно купить в 0,5-литровых емкостях. Ячеистая структура полностью заливается составом и оставляется в таком состоянии на 2-3 часа для ликвидации размягчений. Не менее популярным средством считается Pro-Line Diesel Partikelfilter Reigner, которое можно использовать без демонтажа.
  2. Wynn’s Diesel Particulate Filter Regenerator. Популярная примесь в топливо емкостью 0,5 л. Продукт оказывает профилактическое воздействие, ликвидируя небольшие отложения сажи, которые остаются даже после регенерации, а также предотвращает появление пробок. Эксперты отмечают, что нужно использовать средство для добавки в топливо хотя бы 1 раз в 3 000 км пробега.
  3. Verylube «Защита сажевого фильтра». Востребованный продукт линейки автохимии Verylube, который выпускается в виде присадки в топливо, продается во флаконах по 250 мл. Состав нужно залить в бак, где находится не меньше 40-60 л горючего.

Способы очистки

Чтобы избежать необратимых последствий из-за несвоевременной очистки фильтра, рекомендуется придерживаться рекомендаций опытных автоэкспертов и вовремя обслуживать или менять столь важные расходники. Сегодня используются 2 основных методики для повышения регенерирующих способностей этого элемента:

  1. Очистка без снятия.
  2. Промывка после демонтажа.

Кроме того, необходимо учитывать, какими средствами можно обрабатывать фильтр, поскольку неподходящие составы могут нанести дополнительный ущерб и полностью вывести деталь из строя.

Промывка на автомобиле без снятия фильтра

Данный способ практикуется наиболее часто из-за высокой эффективности и минимальных усилий. Речь идет о режиме регенерации, при котором двигатель нужно разогреть до 500°С, чтобы заставить электронный блок подавать больше топлива. В таком режиме произойдет сжигание негативных отходов.

Однако провести такие манипуляции с современным силовым агрегатом непросто, поэтому лучше обратиться в сертифицированный сервисный центр. Как альтернативу можно применить присадки, которые вносятся в топливо и проводят очистку поверхностей сажевого фильтра в процессе эксплуатации транспортного средства. Заливать эти средства лучше каждые 2-3 км пробега, но не смешивая разные продукты.

А также можно выполнить промывку без извлечения детали. На поверхности фильтра можно обнаружить датчики температуры или давления. Если их выкрутить, это позволит приступить к обработке. Поскольку работы выполняются без демонтажа детали, запрещено применять промывочные составы на основе нефтепродуктов.

Вместо них подойдут специальные водно-щелочные растворы, совмещенные со смывающим средством. Такая продукция осуществляет нейтрализацию щелочи после завершения очистки. Для подачи технической жидкости применяется компрессорный пистолет, прямой или изогнутый зонд.

Подходящие смеси и сопутствующее оборудование позволяют очищать фильтры на практически любых моделях авто с дизельным двигателем. Сам процесс сводится к поэтапной подаче очистителя через специальное отверстие. В большинстве случаев им служит место монтажа датчика.

Использование присадок

Периодичность промывки с помощью присадок определяется техническими характеристиками двигателя. Рабочий ресурс зависит от интенсивности прожигов. Специальные компоненты незаменимы при использовании авто исключительно в городском цикле, поскольку они сводят к минимуму содержание вредных примесей в выхлопе, к тому же снижают концентрацию сажи в системе.

Точные рекомендации по обработке таким методом отсутствуют, но лучше добавлять присадку в топливо после каждых 2 000-3 000 км пробега.

Дополнительные методы

Существуют также нестандартные методы ухода за фильтром. Для примера вы можете прогреть силовой агрегат и заехать на эстакаду, а затем залить очищающую жидкость в отверстие с помощью специального пистолета. Дальше нужно установить фильтры обратно и проехать около 10 минут, чтобы сажа полностью растворилась.

Чтобы сажевый фильтр служил как можно дольше, достаточно следовать таким рекомендациям:

  1. Выбирать только качественную топливную продукцию.
  2. Использовать совместимые присадки для нейтрализации сажи.
  3. Избегать столкновений и ударов.
  4. Регулярно диагностировать машину.

Возможные риски

При критическом загрязнении фильтра его нужно заменить, поскольку механическая чистка не предусмотрена производителем. Запрещено прибегать к помощи других средств, способных разрушить хрупкий платиновый слой. Промывка остается временной мерой, продлевающей срок службы расходника.