Неисправности автоматической коробки передач и ее ремонт
Диагностика и ремонт16 декабря 2018
Содержание
Автоматическая коробка передач отличается своей надёжностью и долгим сроком службы. Это подтвердит каждый обладатель автомобиля с АКПП. Благодаря инновационным технологиям автомат давно перестал уступать в плане прочности механическому собрату.
Однако, даже самый верный механизм рано или поздно выходит из строя. Как ни крути, законы физики и силу трения не удалось отменить ещё ни одной машиностроительной компании. В этой статье рассмотрим основные неисправности автоматической коробки и варианты по их устранению.
Какие бывают неисправности АКПП?
Трудно представить современный мир без авто с автоматической коробкой. Частые пробки и светофоры на каждом перекрестке сделали автомат незаменимой вещью для передвижения по городам. Возможно поэтому большинство значимых концернов постепенно отказываются от механики в пользу автоматического переключения передач. Эта тенденция постепенно приходит и в нашу страну, а вместе с ней и связанные с АКПП проблемы.
Всякая актуальная конструкция в машине имеет два принципа работы: механический и электронный. Автоматическая трансмиссия не исключение. Физическое переключение передач осуществляется механизмами, а алгоритмы рассчитываются программной составляющей. Поэтому все причины поломки делят на две большие группы:
- механические поломки. Они происходят в гидравлике и физических приводах коробки передач;
- электронным сбои системы. Нарушения функционирования программ или электрических частей машины.
Разберём каждый из этих пунктов в отдельности.
Проблемы механической и гидравлической части
Чаще всего при механических неисправностях ломаются следующие элементы:
- износ валов или шестерёнок механизма;
- повреждение или износ муфт, дисков, тормозов внутри трансмиссии;
- проблемы в работе гидротрансформатора;
- износ блока гидравлики;
- закупоривание масляных каналов коробки;
- выход из строя масляного насоса.
Из приведенного списка можно заметить, что основные проблемы в механической части начинаются при износе деталей или использование непригодного масла. Стоит отметить, что это настоящий камень преткновения для АКПП: чаще у автолюбителей просто заканчивается ресурс внутренних конструкций коробки. Это ещё раз доказывает защищённость такого типа трансмиссии.
Очень важно заблаговременно обнаруживать и устранять проблемы автоматической коробки передач. В противном случае одна неисправность будет порождать другую, образуя некую круговую поруку. Так, при износе муфты засоряются каналы передачи масла, а те уже приведут к проблемам с насосной системой. Затянув с одной проблемой некоторые автолюбители приезжают в сервисы с практически полностью уничтоженным автоматом. Но о причинах мы поговорим чуть позже.
Электроника и возможные проблемы
Неисправности автоматической коробки передач не обходят и электронные внутренности. Перечислим частые примеры поломанных элементов:
- поломка электронных блоков, контроллера АКПП;
- неправильная работа или сломанные датчики трансмиссии;
- неисправность или износ электропроводки;
- замыкания;
- сбой в работе автоматов, фазовых устройств.
Автоматическая коробка устроена таким образом, что даже при выходе из строя электронного управления машина сможет продолжить свой ход. В этом случае запускаются резервные алгоритмы программ: трансмиссия переходит в аварийный режим работы. Чаще автомобиль самостоятельно переключается на 3 скорость. Это помогает водителю добраться до ближайшего сервиса и устранить причину. Современные системы уведомляют владельца о проблемах в электронике.
От поклонников МКПП часто можно услышать, что если в машине с автоматом ломается электрическая составляющая, то в отличие от механики движение на ней невозможно. Как мы видим из примера выше это суждение не соответствует действительности.
Причины поломки автомата
Выделяют следующие основные причины сбоя в АКПП:
- расход ресурса или износ деталей. Самая банальная, но при этом самая частая причина. Даже аккуратные и осторожные владельцы рано или поздно приходят к этой ситуации;
- использование некачественного или неподходящего масла. Ещё одна распространенная ошибка. В погоне за экономией водители используют несертифицированные масла. Это становится причиной быстрой поломки АКПП;
- обслуживание в сервисе с некачественными расходниками. Здесь опять же экономия может быть умышленной;
- неопытный или безответственный механик. Никогда не угадаешь насколько человек порядочно подойдёт к работе с авто. Старайтесь обращаться к проверенным специалистам;
- привычки использования машины. Многие из привычек приводят к износу деталей. Яркий пример это частое агрессивное вождение. Но проблемы не ограничиваются исключительно управлением. Также к неисправности приводит короткое прогревание машины на морозе.
Таким образом, большая часть причин зависит от самого автовладельца. Если что-то остаётся вам не понятным, обратитесь к инструкции автомобиля или в соответствующий сервис. Там вы узнаете нюансы эксплуатации своей марки авто и убережёте механизм АКПП от поломок.
Признаки проблем с автоматом
Конечно, для точного диагностирования проблем с автоматической трансмиссией вам придется обратиться в профессиональный сервис. Однако, существуют видимые признаки неисправности АКПП или сбоев в работе конструкции. Рассмотрим некоторые звоночки и очевидные неисправности:
- АКПП не переключает скорости. Это безусловно заметная проблема с коробкой. В данном случае скорость может вовсе не включаться и сохранять нейтралку. Но чаще всего автомобиль переключается на первую передачу в положении D. В большинстве случаев сопровождается характерными звуками и троением машины;
- пробуксовка АКПП. Если трансмиссия пробуксовывает, это сразу бросается в глаза: авто тяжело набирает скорость при повышении оборотов, издает характерный звук на сбросе передачи. Если заметили подобное – обращайтесь в сервис;
- при неисправностях в работе гидроблока автомобиль начинает двигаться характерными отрывистыми толчками;
- перегрев трансмиссии, малое количество специальной жидкости в коробке, несущественное давление внутренней смазки – это прямые признаки сбоя. Однако доступны они на машинах с соответствующими датчиками или приборами.
Стоит сказать, что вообще любой неприятный и нехарактерный звук – повод обратится к мастеру. Это также относится к всевозможным нарушениям хода машины. Благо, сегодня первоначальный беглый осмотр авто стоит не так дорого.
Даже если очевидных причин обращения в ремонт вы не видите, регулярно проходите обслуживания и осмотр авто. Не рекомендуется увеличивать интервалы ТО или вовсе пренебрегать им. Да, вы сэкономите деньги на первых порах, но в будущем неполадки в частности с коробкой, выльются вам в копеечку.
Способы устранения сбоев в работе
Мы рассмотрели причины и признаки неполадок автомата. Теперь стоит сказать пару слов о починке. Сразу оговоримся, что существует два метода решения проблем с трансмиссией:
- Самостоятельный ремонт или профилактика.
- Обращение к специалистам.
Стоит ли говорить, что первый вариант дешевле и предпочтительнее для каждого автолюбителя. Однако, в реальности далеко не все сбои в работе решаются своими руками. К примеру, если коробка автомат не переключает скорости или пробуксовывает, то машине окажет помощь исключительно квалифицированный специалист.
Подберём конкретные примеры под обе ситуации.
Самостоятельное решение
Ряд исправляемых ошибок приведем в соответствующий вид: общая причина – возможные проблемы – способы их устранения.
1. Нарушение регулировок или неисправность компонента переключения передач:
- машина двигается в режиме коробки P;
- литера скорости на панели не соответствует выставленной.
Способ устранения: Диагностика и замена неисправной детали, отремонтировать её можно самому по прелагающейся инструкции.
2. Утечка масла из АКПП. Частая проблема с коробкой:
- крепления механизмов внутри трансмиссии самостоятельно отходят;
- разрушение или непригодность масляных уплотнителей и прокладок.
Способы самостоятельной починки:
- подтяжка болтов, покупка и установка новых колец уплотнителя;
- понижение уровня масла в АКПП.
3. Шум или нехарактерные звуки при работе коробки:
- машина сама переключает передачи;
- переключение положений происходит с большим трудом;
- авто не реагирует на переключения и не двигается с места.
Способ устранения: Измерить уровень масла и долить нужное количество.
Приведены только основные случаи лёгких поломок внутри АКПП. Если ваша ситуация подходит хотя бы под один из пунктов, ознакомьтесь с инструкцией к автомобилю. Внутри вы найдете пошаговые действия для решения проблемы. В дальнейшем рекомендуется обратится к профессионалам.
Починка в сервисе
Распишем проблемы, требующие обращения в квалифицированную мастерскую.
1. Авто остаётся на месте при любых действиях с механизмом коробки. Нет никакой реакции или малейшего движения.
Причины:
- мало масла в системе;
- засорились клапаны или кольца;
- неисправность гидроузла;
- поломка фильтра;
- неисправность или износ главной шестерёнки.
2. Толчки и удары при переключении скоростей.
Причины:
- износ муфт;
- неисправность клапана гидравлического блока;
- повреждение пружины клапана.
3. Нездоровый шум в области дифференциала машины
Причины:
- износ подшипника или шестерёнок;
- некоторые механизмы заклинивают или расшатываются.
Многие проблемы чаще выявляют на стадии разборки трансмиссии. Таким образом поездка в сервис – приоритет для исправного автомобиля.
Небольшие советы по эксплуатации
В отличие от механической коробки, автомат менее требователен к условиям эксплуатации. Практически невозможно самостоятельно сжечь коробку быстрым износом на высоких оборотах. Автоматический алгоритм будет самостоятельно повышать и понижать передачи. Особенно такая система подходит начинающим или неопытным водителям.
Первое и основное правило пользования АКПП – разогрев машины перед движением. Особенно это актуально для нашей страны, учитывая продолжительные периоды низкой температуры. На морозе авто требуется прогревать минимум 10-15 минут. Поэтому если спешите, подумайте – возможно спешка доставит вам больше проблем, чем опоздание.
Не используйте обычные переключения слишком часто. Этим нередко страдают автолюбители, пересевшие на автомат с МКПП. При остановки на перекрестках и светофорах не ставьте передачу в нейтральное положение или на сектор P. Также не стоит совершать ограниченные маневры с помощью коробки. Лучше воспользуйтесь холостым ходом авто.
Аналогичным советом прозвучит использование задней скорости исключительно после полной остановки машины. Иначе шестерёнки и механизмы внутри коробки будут перебираться.
Вся профилактика и забота об автомобиле сводится к проверке и своевременной замене масла. Делать это необходимо на пробеге, указанном в инструкции эксплуатации. Как правило это 7.5 – 15 тысяч километров. При тяжёлых условиях эксплуатации – 5 000 км.
Используйте качественные масла, вовремя обслуживание авто и не напрягайте вашу рабочую лошадку. Тогда ваше средство передвижения прослужит вам долго и верно.