Как осуществить замену контактной группы замка зажигания?

Диагностика и ремонт4 июля 2021

Необходимость заменить контактную группу замка зажигания возникает при обгорании или поломке металлических пластин. Поврежденные элементы не позволяют подать питание в цепи стартера или топливного насоса, блокируя попытку пуска двигателя. Водитель может произвести ремонт своими руками, личинка и ключ с интегрированным чипом для отключения иммобилайзера остаются штатными.

Замок зажигания

Причины неполадок контактной группы замка зажигания

Автомобильный замок зажигания состоит из корпуса с личинкой, которая проворачивается ключом и имеет пружину для автоматического перевода жала из положения включения стартера в позицию работающего зажигания. В конструкции может предусматриваться антенна иммобилайзера, которая распознает ключ по расположенному в головной части чипу. Личинка связана штифтом с контактной группой, что позволяет подавать питание к различному электрооборудованию. В конструкции замка присутствует металлический штифт, блокирующий рулевую колонку от прокручивания без ключа.

Причины поломки контактного узла принято подразделять на:

  • электрические, возникшие из-за перегрузки или аварийного режима работы контактов;
  • механические, образующиеся из-за естественного износа либо ненадлежащих условий эксплуатации замка зажигания.

Электрические

Металлические пластины рассчитаны на небольшую силу тока, но при коротких замыканиях или подключении ненормативной нагрузки на поверхностях образуется слой нагара. Удалить посторонние отложения механическим или химическим способом невозможно, при каждом замыкании и размыкании контактов толщина отложений увеличивается. Растущее сопротивление в зоне контакта приводит к нарушению проводимости тока и отказу электрического оборудования.

Ключ в замкеДля снижения риска повреждения контактов следует подключать дополнительную нагрузку через реле. Замок обеспечивает подачу сигнала управления, а пластины распределительного устройства замыкают цепь питания. Короткие замыкания возникают из-за повреждений штатных жгутов проводки или попадания в штекеры влаги. Ситуация усугубляется при установке предохранителей с увеличенным номиналом.

Механические

При работе группы контакты взаимодействуют друг с другом, что приводит к постепенному механическому износу. Периодические искры или заводские дефекты либо использование металла низкого качества ускоряют процесс разрушения. Другой распространенной проблемой является механическое разрушение деталей (например, откалывание части рабочей поверхности из-за возникновения усталостных трещин). Регулярный перегрев металлических пластин увеличивает риск поломки.

Обратите внимание! Восстановить контактную группу невозможно, деталь необходимо менять.

Какие признаки указывают на неполадки?

Основные признаки неисправности контактной группы на автомобиле:

  1. Отсутствие подачи питания к группам или всем потребителям, подключенным к замку (например, внешнему освещению или компонентам, обеспечивающим работу двигателя). Проблема может носить спорадический характер, но прогрессировать по мере дальнейшего износа.
  2. Невозможность включения стартера из-за отсутствия питания на контактах втягивающего реле. При этом батарея находится в заряженном состоянии, а электрический двигатель и муфта заведомо исправны.
  3. Внезапное отключение электрического оборудования, не имеющего общих цепей питания, но завязанного на замок зажигания. При повторном переключении личинки (повороте ключа из одного крайнего положения в другое) работоспособность может восстанавливаться. Например, при движении по неровной дороге контакты могут слипаться и отходить из-за вибрации, что вызовет нестабильное функционирование электрического оборудования.

Неполадки

Как проверить контактную группу замка зажигания?

Убедиться в исправности контактов можно с помощью тестового прибора, переключенного в режим замера сопротивления. Для выполнения работ необходимо отключить батарею от бортовой сети, а затем добраться до группы контактов на замке зажигания. Щупы прикладывают к выводам, поочередно поворачивая ключ в каждую рабочую позицию (в соответствии с электрической схемой машины). При обнаружении обрыва прибор покажет бесконечное сопротивление.

Другой способ проверки подходит для автомобилей, не имеющих иммобилайзера в замке. Необходимо разобрать рулевую колонку и снять контактную группу, а затем жалом отвертки поочередно выбрать рабочие позиции. Если силовой агрегат запускается, то причиной неисправности является изношенный штифт, соединяющий группу с личинкой замка зажигания. В противном случае понадобится приобрести и установить новую группу.

На ряде машин японского производства (например, Mitsubishi Galant G8) группа имеет корпус разборной конструкции. Для разделения половин необходимо отсоединить защелки и вынуть контактные кольца из корпуса. Поверхности следует протереть от смазки и продуктов износа, а нагар удалить мелкой наждачной бумагой.

Перед обратной сборкой необходимо нанести слой специальной смазки, а затем соединить половины кожуха и проверить работу контактов.

Инструкция по замене контактной группы

Для проведения работ на автомобиле необходимо (на примере Ford Focus II поколения):

  1. Приобрести оригинальный узел или изделие от стороннего поставщика, совместимое с установленной на заводе группой.
  2. Отключить отрицательный провод от аккумулятора, а затем отвернуть винты крепления нижней части обшивки рулевой колонки.
  3. Вставить жало пластиковой лопатки в щель и аккуратно отсоединить защелки по периметру.
  4. Если на автомобиле установлен штатный джойстик управления магнитолой, то необходимо снять пульт, надавив на пружину фиксатора и вытянув изделие из корпуса рулевой колонки.
  5. Поднять и отвести вбок верхний кожух колонки, отсоединить контактную группу от замка, а затем снять жгут проводки. Для фиксации разъема предусмотрены застежки, при отключении следует проявить осторожность и не повредить зажимы.
  6. Установить новый элемент и произвести сборку в обратной последовательности.
  7. Проверить работоспособность электрических цепей.

Процедура обслуживания на других автомобилях может немного отличаться от описанного алгоритма. Например, на Daewoo Leganza и ряде других машин азиатского производства для снятия кожуха потребуется отвернуть винты, расположенные под центральной частью рулевого колеса. Доступ к головкам открывается при повороте руля, дополнительные крепления находятся на нижней части кожуха. Контактная группа может крепиться к торцу замка винтом или защелками (зависит от года выпуска и производителя автомобиля).

На части автомобилей снятие кожуха рулевой колонки не позволяет добраться до контактной группы. В этом случае потребуется снять подушку безопасности, отвернуть болт крепления рулевого колеса, а затем осторожно снять руль и блок переключателей. На модуле находится контактное кольцо со шлейфом проводки, при разборе следует пометить взаимное положение деталей. Если у владельца нет опыта ремонта автомобилей, то его следует проводить в условиях сервиса.