Как правильно пользоваться автомобильной шпаклевкой?
Уход за автомобилем11 мая 2021
Содержание
Владельцу автомобиля, планирующему самостоятельно восстановить поврежденные элементы кузова, необходимо научиться пользоваться автомобильной шпаклевкой. От качества подготовки поверхности и соблюдения технологии нанесения зависит долговечность лакокрасочного покрытия. При некорректном выполнении работ покрытие отслаивается и начинается процесс коррозии стали.
Виды автомобильных шпаклевок
Для восстановления кузова используют:
- Универсальные шпаклевки, состоящие из базы и отвердителя. После смешивания компонентов состав наносят на предварительно очищенную и обезжиренную поверхность. Застывание начинается через 5-10 минут, а полная полимеризация происходит за 20-40 минут (скорость процесса зависит от пропорции компонентов).
- Материалы на синтетической основе, предназначенные для устранения мелких дефектов. Поставляется в готовом для работы состоянии, может наноситься на металл или слой базовой 2-компонентной шпаклевки. Состав застывает за 1-2 часа, создаваемый слой имеет толщину до 80 микрон.
- Аэрозольную, которая наносится при помощи краскопульта, используется для финишной обработки больших поверхностей перед окончательной шлифовкой. Толщина слоя зависит от диаметра форсунки, время полимеризации при комнатной температуре доходит до 3 часов.
- Шпаклевки на синтетической основе с добавлением стекловолокна. Предназначены для заделки глубоких вмятин или отверстий, требуют последующей финишной обработки. Время застывания варьируется от 20 минут до 1 часа (зависит от толщины слоя и типа растворителя, используемого при производстве материала).
- Специальные составы с наполнителями, изменяющими характеристики. Например, введение алюминиевой пудры улучшает устойчивость к перепадам температур.
Для автомобильных бамперов, изготовленных из пластика, используют специальный полимерный состав. Материал отличается хорошей адгезией, сохраняет эластичность после полимеризации. На бампере не образуется сколов от вибраций вне зависимости от температуры воздуха.
Какой слой автомобильной шпаклевки можно наносить?
При восстановлении кузова следует стремиться к минимизации толщины слоя шпаклевки, крупные повреждения необходимо выпрямить и покрыть слоем припоя с последующей шлифовкой. Пластичная масса при застывании дает усадку, что приводит к образованию неровностей.
Допустимый слой имеет толщину до 2-3 мм, при необходимости возможно повторное нанесение материала. Для удаления следов жира и пыли следует использовать сжатый воздух или специальный состав, не впитывающийся шпаклевкой. В противном случае ухудшается адгезия, происходит отслоение отделки.
Разведение шпаклевки
Для разведения состава или соединения компонентов используют отдельный металлический или пластиковый шпатель. На поверхность наносят требуемую порцию, которую затем перемешивают лопаткой до однородного состояния. В 2-компонентные материалы введен пигмент, позволяющий определить готовность шпаклевки по однородному оттенку смеси. Следует учитывать время высыхания, нанесение завершают до начала полимеризации. Оставшийся на лотке препарат счищают и утилизируют.
Основные правила при разведении:
- вводить отвердитель необходимо в соответствии с рекомендациями изготовителя;
- не допускается механизация процесса смешивания компонентов;
- соединять компоненты следует рубящими или вдавливающими движениями, устраняя пузырьки воздуха;
- не следует смешивать всю упаковку, поскольку выработать массу до момента начала затвердевания не получится;
- повторно развести автомобильную шпаклевку после полимеризации невозможно.
Инструкция по нанесению автомобильной шпаклевки
Процесс выравнивания элементов кузова автомобиля состоит из следующих этапов:
- Определение поврежденных участков с подготовкой поверхности.
- Нанесение состава с последующей сушкой.
- Зачистка выровненного участка с выявлением дефектов и последующим устранением недочетов.
Перед выполнением работ необходимо определить количество массы. Опытные мастера высчитывают объем с высокой точностью после осмотра деталей. Начинающему ремонтнику придется либо несколько раз смешивать компоненты, либо утилизировать излишки материала.
Подготовка поверхности
Адгезия шпаклевки зависит от качества обработки поверхности, которая не должна быть гладкой. На металлических деталях следует нанести сетку царапин наждачной бумагой, а затем удалить пыль и следы масла органическими растворителями. На металле не допускаются зоны, пораженные коррозией, или имеющие старое лакокрасочное покрытие. Не рекомендуется проводить работы в холодном помещении, поскольку на металлической поверхности формируется слой конденсата, вызывающий коррозию под слоем шпаклевки.
Если требуется выровнять небольшой участок на металлической панели, то заостренные кромки лакокрасочного покрытия следует сгладить шлифовальной машинкой. Имеющиеся трещины расширяют, обеспечивая наложение массы ровным слоем. Для удаления следов ржавчины необходимо использовать реагенты, вымывающие посторонние частицы из пор в металле. Временной промежуток между зачисткой и нанесением состава следует сократить до минимума.
Для получения качественного покрытия следует обработать металл грунтом на эпоксидной основе. Дополнительный слой обеспечивает защиту от коррозии, позволяет реализовать химическую адгезию состава. При нанесении выравнивающей массы на голый металл адгезия является механической. Использование эпоксидного грунта считается обязательным при восстановлении элементов из стали с поверхностной оцинковкой либо алюминия.
Грунтовку наносят распылителем, полученный слой имеет толщину до 25 микрон и не оказывает негативного влияния на конфигурацию поверхности.
Шпаклевочные работы
Краткий алгоритм действий:
- Нанести на лоток компоненты в требуемой пропорции или выложить из банки необходимое количество нитрошпаклевки. От соблюдения требуемого соотношения пластичной массы и отвердителя зависит прочность слоя. Недостаток отвердителя приводит к увеличению срока полимеризации, повышению коэффициента усадки, при шлифовке материал будет собираться в комки или отходить от металла.
- Набрать материал на шпатель, нанести на панель кузова.
- Разровнять массу, следуя контурам детали, не допуская толщины слоя более 5 мм. Если материал начинает собираться в комки, то дальнейшее нанесение невозможно из-за начала процесса полимеризации.
- Выждать 1-2 часа для застывания, зачистить поверхность.
- Протереть слой материала от пыли и обезжирить.
- Определить местоположение дефектов и повторить процедуру. Рекомендуется наносить выравнивающий состав тонкими слоями с промежуточной сушкой, снижая риск образования усадочных раковин или трещин.
Какой наждачкой затирать шпаклевку для авто?
Для первичного удаления неровностей используют наждачную бумагу с размером зерна Р80. Прилагать усилия не следует, поскольку крупный абразив оставляет на поверхности глубокие борозды. Последующие проходы выполняют после очистки поверхностей бумагой с уменьшением зернистости на 100 единиц (до Р180 или Р200). Финишную обработку выполняют с использованием абразива Р300 либо Р400, но ряд мастеров использует бумагу с зерном от Р500, позволяющую устранить царапины, различимые после окраски деталей кузова при угловом освещении.
При удалении пыли водой следует учитывать риск насыщения поверхностного слоя массы влагой. Некоторые производители запрещают использование жидкости при шлифовке, информация указывается на этикетке. В этом случае пыль удаляют потоком сжатого воздуха или специальным растворителем.
Внимание! Нарушение требований приводит к расслоению шпаклевки либо формированию очагов коррозии.
Зависимость времени сушки от вида шпаклевки
Время полимеризации зависит как от вида шпаклевки, так и от соблюдения пропорций при смешивании компонентов. Быстрее всего застывают материалы из 2 составляющих, через 10-15 минут после введения отвердителя масса начинает твердеть, а полное застывание происходит еще через 15-20 минут. Материалы на синтетической основе начинают подсыхать через 5-10 минут, но для полного испарения растворителя понадобится до 3 часов. Информация о времени и условиях сушки указана на заводской этикетке и должна учитываться при выполнении восстановительных работ.
Советы и рекомендации
Для ускорения процесса сушки допускается подогрев слоя инфракрасной лампой или тепловой пушкой. Но злоупотреблять не следует, поскольку избыточная температура приводит к хрупкости слоя шпаклевки. Производители указывают допустимые условия полимеризации, пренебрегать требованиями не следует. После шлифовки застывшего материала можно нанести краску, которая позволит выявить дефекты на поверхности. Царапины и неровности убирают дополнительным слоем материала с последующей шлифовкой и проверкой качества.
Если ремонтные работы проводятся при повышенной температуре окружающей среды, то следует уменьшить дозу отвердителя в 2-компонентных материалах. Для хранения нитрошпаклевки используют герметичную тару, образование комков или плотной пленки на поверхности указывает на негодность препарата для дальнейшей работы. Если требуется восстановить деталь кузова, подверженную вибрационным или ударным нагрузкам, то необходимо использовать эластичные материалы, выдерживающие многократные изгибы без риска отслоения от основания.
Раньше проводил все работы в сервисе. Но теперь бюджет сократился и приходится мелкие кузовные работы делать самому. Главное не переоценивать этот способ. Иногда стоит обратится к жестянщику, потому-что слишком толстый слой шпаклёвки быстро трескается и отлетает.