Когда надо менять тормозную жидкость в автомобиле?
Обслуживание27 мая 2018
Содержание
В течение всего срока эксплуатации транспортного средства нужно периодически менять тормозную жидкость (сокращенно – ТЖ). Указанная операция без особых проблем выполняется в гаражных условиях, специализированный инструмент и оборудование не потребуется. Цель данной публикации – рассказать о периодичности и технологии замены жидкости в автомобиле.
Зачем обновлять ТЖ?
Рабочая жидкость тормозов является несжимаемой средой с определенными физическими параметрами. Изначально расходный материал обладает практически нулевой влажностью и способен нормально работать при высоких температурах (200–260 °С), не переходя в кипящее состояние.
Первым делом стоит прояснить, зачем менять жидкость в контурах системы тормозов автомобиля. С течением времени свойства ТЖ ухудшаются из-за гигроскопичности – способности впитывать водяные пары, содержащиеся в окружающем воздухе. Контакт рабочего тела с воздушной средой происходит в расширительной емкости, куда перетекают излишки в процессе эксплуатации тормозов.
Когда «тормозуха» получает 3% и более дополнительной влажности, минимальный порог кипения значительно снижается – до 140–180 °С. Заметьте: при обычном городском движении жидкость в автомобиле прогревается до 150 °С, при более динамичной езде – до 180–200 °С. Тогда в основном контуре системы протекают следующие процессы:
- В непосредственной близости от тормозных механизмов колес несжимаемая среда начинает медленно закипать.
- Образуются мелкие пузырьки воздуха, которые постепенно объединяются. В трубке появляется воздушная пробка, вытесняющая часть жидкости в расширительный бачок.
- Поскольку воздух является сжимаемой средой, при очередном срабатывании тормозов усилие от педали не передается суппортам, колодки не смыкаются на диске. Результат отказа тормозной системы понятен – ДТП различной степени тяжести.
Справка. Температура точки кипения зависит от марки и состава ТЖ. Новый расходный материал на гликолевой основе типа DOT 3 закипает при 230 °С, DOT 4 – после нагрева до 240 градусов. Силиконовые составы DOT 5, DOT 5.1/ABS вскипают по достижении температуры 260 °С.
Отсюда вывод: на вопрос, надо ли менять рабочую жидкость тормозов, существует единственный ответ – однозначно нужно. В противном случае езда становится небезопасной для водителя, пассажиров и остальных участников дорожного движения.
Когда нужно менять?
Срок эксплуатации тормозного состава зависит от нескольких факторов – типа расходного материала, манеры езды, исправности и класса машины. Для различных условий периодичность замены тормозной жидкости выбирается по-разному:
- На транспортных средствах, заправленных составами DOT 3 и DOT 4, текущее обновление производится 1 раз в 3 года, не реже.
- Жидкости на силиконовой основе способны нормально работать до 5 лет, если не возникнет какая-либо нештатная ситуация. Соответственно, материалы DOT 5, DOT 5.1/ABS нужно менять через 4–5 лет.
- Внеочередная замена делается в случае изменения цвета. Пример: в процессе ремонта и прокачки рабочих цилиндров вы заметили помутнение жидкости либо увидели плавающие черные частицы – остатки изношенных резиновых манжет. Последние нередко засоряют калиброванные отверстия в основном и вспомогательных цилиндрах.
- Полное обновление рабочей среды требуется после смешивания материалов несовместимых марок, например, DOT 4 и DOT 5. В подобных случаях система опорожняется и заливается новая ТЖ, дальше ее следует менять через 3 либо 5 лет, о чем сказано выше.
- После приобретения подержанной машины принято заливать новые технологические жидкости, в том числе и содержимое тормозной системы. Неизвестно, что заливал туда предыдущий владелец и сколько времени ездил без замены «расходников».
- Внимательно изучите инструкцию по эксплуатации – производители нередко указывают периодичность обновления заправочных емкостей в автомобиле.
Примечание. Гликолевая ТЖ (DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1), находящаяся в нормальном техническом состоянии, окрашена в желтоватый или светло-коричневый цвет, визуально материал кажется прозрачным. Состав на силиконовой основе отличается красноватым оттенком.
Если транспортное средство используется для коммерческих целей и «наезжает» в течение 1 года более 50 тыс. км, то замену рекомендуется производить ежегодно либо с интервалом 40 тыс. км пробега. Одновременно делается ревизия системы на предмет раскисших сальников и утечек. Из-за тяжелейших условий работы часто менять ТЖ приходится на спорткарах (типа Ferrari или Lotus), производители требуют обновлять жидкость каждые 15–20 тыс. км пробега.
Как проверить состояние жидкости?
Диагностика ТЖ выполняется следующими способами:
- Визуальный. Открутите крышку расширительной емкости и внимательно изучите содержимое. Цвет должен соответствовать залитому типу жидкости (прозрачно-желтый либо красноватый). Если заметили мутный осадок или плавающие черные частицы, материал стоит сменить.
- С помощью специальных тестовых полосок.
- Электронным прибором – тестером. Рядовому автолюбителю покупать подобный аппарат нецелесообразно, такая проверка делается мастерами сервисных станций техобслуживания.
Лакмусовые тестовые полоски типа BG9100 продаются в свободном доступе и позволяют оценить возраст и степень загрязнения рабочей среды по содержанию мельчайших частиц меди, проникающих в ТЖ от контакта с деталями системы. Диагностика производится согласно инструкции:
- Выньте индикаторную полоску из упаковки, отвинтите и снимите крышку расширительного бачка.
- Погрузите лакмус в емкость и прикройте пробку.
- Спустя 30–60 секунд достаньте полоску и сравните с образцами, нарисованными на упаковке. Прочитав описание к цветному маркеру, легко разобраться, когда пора менять тормозную жидкость.
Обратите внимание! Индикаторные полоски не дают представления о степени увлажнения ТЖ. О превышении нормы можно догадаться по образованию воздушных пузырьков внутри рабочей среды при отсутствии неисправностей и утечек. Воздух хорошо заметен в процессе прокачки контуров с помощью прозрачной пластиковой трубки.
Инструкция по замене
Чтобы поменять жидкость в тормозной системе подавляющего большинства автомобилей, достаточно иметь простые инструменты и приспособления:
- домкрат и ключ для колесных болтов (гаек);
- ключ накидной размером 8–10 мм для откручивания сливных штуцеров на рабочих цилиндрах;
- прозрачная трубка того же размера и пластиковая бутылка;
- шприц медицинский объемом 20 см3.
Условия ведения работ – гараж либо ровная площадка на улице. Когда пришел срок согласно регламенту замены, купите новый состав подходящей марки, привлеките помощника и приступайте к работе в следующем порядке:
- Установите и зафиксируйте авто на площадке с помощью противооткатных средств. Ослабьте болты правого заднего колеса и снимите его, подняв машину домкратом.
- Поднимите крышку капота, открутите пробку расширительного резервуара. Шприцем вытяните из бачка максимальное количество жидкости.
- Долейте новый состав до нормы, попросите помощника занять водительское место.
- Захватите штуцер рабочего цилиндра колеса ключом, наденьте трубку и опустите второй конец в открытую бутылку.
- Предложите помощнику надавить 5–7 раз педаль тормоза и зафиксировать ее в нажатом состоянии. Отверните ключом патрубок и наблюдайте за истечением старой ТЖ в емкость. Когда струя уменьшится, закрутите штуцер.
- Повторите действие несколько раз, наблюдая за уровнем в расширительной емкости и доливая жидкость по мере необходимости. Когда по трубке потечет чистая ТЖ без пузырьков, затяните патрубок и переходите к следующему колесу.
Опорожнять систему и менять через трубку с непрозрачными стенками не следует – так не удастся заметить воздушные пузырьки и течение новой жидкости. По окончании работ обязательно проверьте тормоза на ходу – после резкого нажатия педали все колеса в автомобиле должны тормозить одновременно. Если в каком-либо контуре останется воздух, машина станет отклоняться от прямой траектории в момент торможения.