Хонингование цилиндров двигателя: особенности процедуры
Диагностика и ремонт13 августа 2023
Содержание
Все элементы двигателя внутреннего сгорания в процессе эксплуатации подвергаются сильным нагрузкам, поэтому изнашиваются. Периодически требуется проводить их обслуживание для восстановления изначальных свойств силового агрегата. Хонингование цилиндров – сложный технологический процесс шлифовки поверхностей. Это финальный этап капитального ремонта двигателя.
Что такое хонингование цилиндров, и для чего оно нужно?
При износе силового агрегата наблюдается ухудшение мощностных, динамических характеристик, снижается компрессия, повышается расход топлива.
Проблема часто кроется в том, что во время его эксплуатации на стенках появляются царапины, шероховатости.
Чтобы избавиться от подобных дефектов, нужно провести хонингование. Процедура помогает сохранить первоначальную форму, устранив признаки конусовидности или бочкообразности. Подобные эффекты нередко возникают после расточки.
Виды хонингования цилиндров
Эта процедура предполагает воздействие абразивом на поверхность детали. Хонингование цилиндров двигателя обеспечивает нужную точность размеров изделия, необходимый уровень шероховатости. В качестве абразива чаще выступает брус с алмазным, бакелитовым, керамическим или другим видом напыления.
Наиболее распространенные виды процедуры:
- Сухая. Наиболее грубая обработка, т.к. не используется специальная смазочная жидкость.
- Электрохимическая. Достаточно технологичный метод обработки. При проведении такого хонингования используются абразив, химические реагенты, электрический ток. Это способствует прохождению окислительных реакций и лучшему результату обработки.
- Вибрационная. Метод считается щадящим. Кроме абразива используется вибрационное воздействие.
- Экструзивная. Это машинная обработка, предполагающая продавливание специальной густой массы, содержащей абразив, через отверстия.
Требования к процессу и оборудованию
В зависимости от особенностей конструкции хонинговальный станок бывает вертикальным, горизонтальным. Последний считается более универсальным приспособлением, т.к. позволяет обрабатывать изделия большой длины.
К главным составляющим станка относят:
- корпус;
- линейные направляющие;
- каретку;
- насос для охлаждения жидкости;
- хонинговальный инструмент;
- зажим;
- электрическое оборудование;
- панель управления.
Шлифовальные бруски предназначены исключительно для обработки цилиндров. Их ресурс относительно небольшой. Выбор зависит от диаметра отверстий, материала, из которого изготовлена деталь, других технических характеристик. Их делают на бакелитовой или керамической основе.
Наиболее распространенные абразивы:
- эльбор;
- алмазная крошка;
- зеленый карбид кремния;
- белый электрокорунд.
Более качественными считаются бакелитовые бруски, т.к. они эластичные, прочные.
Часто при проведении процедуры используется специальная смазка, которая в дальнейшем приводит к созданию сульфидной пленки на поверхности, снижая скорость ее износа.
Процесс и особенности хонингования цилиндров ДВС
При проведении капитального ремонта силового агрегата крайне важно соблюсти последовательность действий.
Этапы расточки и хонингования
Процесс ремонта цилиндров включает такие этапы:
- Расточку. Ранее эта процедура не проводилась. Делают отступ на 1–2 мм, удаляют поверхностный слой до 1 размера. Чаще для этого используют грубый абразив.
- Хонингование. Процедура предназначена для восстановления нужной формы и устранения шероховатости. С помощью специальных брусков, расположенных в головке, совершающей поступательно-возвратные движения, устраняют царапины и другие явные дефекты.
Нанесение хона на стенки цилиндров
В заводских условиях для финишной обработки используется специальная абразивная паста. Ее наносят механически, продавливая через цилиндры под давлением. Дополнительно может проводиться обработка молибденом.
В условиях небольших автомастерских данный этап часто игнорируется из-за высокой цены на расходные материалы и оборудование.
Как обрабатывают отверстия некруглой формы?
Современные хонинговальные станки оснащены специальными приспособлениями. Они помогают обрабатывать даже неглубокие, несквозные отверстия, а также канавки, шпоночные пазы.
Кроме того, можно выполнять шлифовку некруглых и конических полостей. Это возможно, т.к. бруски в таких станках находятся в особом корпусе, состоящем из 2 муфт, пневматической камеры, колодок.
По канавкам подается воздух. Давление приводит к прижатию головки к обрабатываемой поверхности. При этом колодки могут менять угол, что позволяет шлифовать отверстия даже сложной конфигурации.
Обработка цилиндров после хонингования
После завершения шлифовки цилиндров выполняется крацевание. Оно направлено на устранение остатков абразива, а также открытие графитовых зерен. При проведении процедуры используют специальные щетки, изготовленные из нейлоновых нитей с кремниевыми кристаллами.
Стоит ли делать хонингование своими руками?
Эта процедура сложная, но многие, стараясь сэкономить, пытаются провести ее самостоятельно.
Для этого они используют следующие материалы:
- электродрель;
- хон-насадку;
- ветошь;
- масло;
- очки для защиты глаз.
Их покупка часто нивелирует предполагаемую экономию. У каждой серии двигателей есть различия в угле пересечения рисок хонинговальной сетки, неодинакова и степень шероховатости.
Кроме того, при проведении процедуры необходимо учесть немало других тонкостей, без которых выполнить шлифование качественно невозможно.
Таким образом, не рекомендуется проводить хонингование цилиндров своими руками. Это не только может привести к лишней трате сил и средств, но и стать причиной критического повреждения стенок.
В этом случае восстановить деталь будет нельзя. Лучше обратиться в специализированный автосервис, где есть необходимое оборудование и расходные материалы.