О чем говорит дым из выхлопной трубы и его цвет?
Диагностика и ремонт8 мая 2018
Содержание
Неисправности, связанные с силовым агрегатом и топливной системой автомобиля, можно с высокой степенью точности диагностировать по некоторым внешним симптомам. Изменение технического состояния мотора и появление серьезных проблем нетрудно отследить по окрасу выпускных газов. Различный цвет дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя указывает на попадание в цилиндры технологических жидкостей либо подачу слишком обогащенной горючей смеси. Нужно лишь уметь различать оттенки выхлопа и сопоставлять с другими признаками.
Выхлоп исправного мотора
Нормальный цвет газов, выходящих из выпускного тракта на холостых оборотах бензинового двигателя, – светло-серый либо прозрачный. Когда силовой агрегат находится в удовлетворительном техническом состоянии, дым практически не виден. На дизеле может наблюдаться едва заметный черный выброс в момент резкого нажатия педали акселератора.
Выполняя диагностику мотора по расцветке дымовых газов, учитывайте следующие особенности:
- Силовой агрегат необходимо прогреть до минимальной температуры 60–70 градусов. Пока двигатель холодный, блок управления подает в цилиндры обогащенную топливную смесь с повышенным содержанием бензина, отчего дым становится темнее.
- Вырывающиеся из трубы капли воды – это конденсат, образующийся при контакте горячих поверхностей и деталей системы с окружающим воздухом. Хорошо заметен на непрогретом моторе и не является симптомом какой-либо неполадки.
- При влажной погоде (туман, дождь) содержание водяных паров в воздухе существенно увеличивается. Проникая в цилиндры, влага испаряется и выбрасывается наружу через трубу, дым приобретает слегка белесый оттенок, а количество конденсата увеличивается.
- В темное время суток выхлопные газы визуально кажутся белыми, поэтому заниматься диагностикой ночью нельзя.
Важно! Четко установить характер неисправности мотора по цвету дыма невозможно без анализа вторичных признаков. О протекающих внутри цилиндров процессах многое скажут свечи зажигания – состояние и окрас электродов поможет точнее выявить источник проблемы.
Определение неполадок по цвету дымовых газов
Существует 3 аномальных расцветки выхлопа, указывающих на неполадки силового агрегата машины:
- Синий либо сизый дым из выхлопной трубы говорит о забросе в камеры сгорания моторного масла.
- Непрозрачный белый дым – это пар, образующийся при попадании в цилиндры значительного объема воды или охлаждающей жидкости.
- Выбросы черного цвета и хлопьев сажи свидетельствуют о переобогащении горючей смеси.
В редких случаях отработанные газы приобретают красноватый оттенок. Причина – добавление в бензин различных присадок либо щадящей промывки. Явление не относится к симптомам неисправности двигателя.
Чтобы точно обнаружить источник возникшей проблемы, необходимо подробнее рассмотреть каждый случай и произвести дополнительную диагностику.
Темно-сизый выброс
Если в процессе работы двигателя в камеры сгорания забрасывается масло, на выходе выпускного тракта наблюдаются клубы синего цвета. Интенсивность и густота дыма зависит от количества проникающей смазки. Режим эксплуатации роли не играет – сизые выбросы видны на любых оборотах и при различных нагрузках.
Неисправность сопровождается увеличенным расходом моторного масла и появлением толстого слоя нагара на электродах свечей зажигания. Поскольку смазка уплотняет щели и повышает компрессию, рабочее давление в цилиндре возрастает, отчего доля жидкой смазки пробивается сквозь уплотнительное кольцо и резьбовую часть свечки.
Попадание масла в камеры и синий дым на выходе выхлопной трубы возникает из-за нескольких причин:
- выработали ресурс маслоотражающие колпачки (сальники клапанов), смазка стекает по клапанным штокам в зону горения;
- критическое истирание поршневых колец – основных (компрессионных) и маслоотражающих;
- в результате выработки гильзы приобрели эллиптическое сечение, тогда поршневые кольца неспособны остановить проникновение масла снизу, со стороны картера;
- после перегрева мотора кольца получили отпуск, потеряли упругость и перестали прилегать к стенкам цилиндров;
- заброс возможен через глубокие царапины на рабочей поверхности гильз.
Примечание. На моторах с наддувом причиной расхода и проникновения масла в камеры зачастую становится неисправная турбина. Системы смазки двигателя и нагнетателя объединены и в случае износа сальников турбина кидает масло вместе с воздухом. Иное дело – компрессор, представляющий собой отдельный агрегат.
Как точно определить поломку:
- Выверните свечи зажигания и убедитесь в наличии масляного нагара на электродах. Заодно определите, в какой цилиндр масло забрасывается сильнее.
- Измерьте компрессию во всех цилиндрах в 2 этапа – «на сухую» и с добавкой 30–50 грамм моторной смазки. Если давление вырастет, проблема наверняка кроется в износе цилиндропоршневой группы. В противном случае снимайте клапанную крышку и проверяйте колпачки – маслоотражатели.
- При работающем на холостом ходу моторе отключите от воздушного патрубка шланг вентиляции картера. Если оттуда повалит сизый дым, готовьтесь к замене колец либо капитальному ремонту силового агрегата. При отсутствии окрашенных газов меняйте сальники клапанов.
Когда раскаленные газы под высоким давлением прорываются через изношенные кольца в картер, масляные пары проникают в патрубок вентиляции, а оттуда – на дроссельную заслонку. Если снять участок воздуховода от фильтра, внутри обнаружится масло, а на дросселе – черный нагар.
Сизый дым, постоянно вырывающийся из выхлопной трубы дизельного двигателя, говорит о проблеме того же рода – повышенном угаре масла. Поиск неисправности выполняется аналогично диагностике бензинового мотора.
Густой белый пар
Высокое содержание испарений в выпускных газах свидетельствует о затекании охлаждающей жидкости в камеры сгорания. Побочные признаки неполадки выглядят следующим образом:
- электроды свечей зажигания чистые, без нагара, на резьбовой части может наблюдаться влага;
- если запустить двигатель и поднести к срезу трубы белую бумагу, на ней появится мокрое пятно без следов сажи и смазки;
- уровень жидкости в расширительном бачке снижается;
- меняется поведение автомобиля в процессе езды – падает мощность, ощущаются рывки.
Важный момент! Если из выхлопной трубы идет белый дым, а уровень в расширительной емкости увеличился, имеет место смешивание антифриза с маслом. Последнее пробивается в систему охлаждения под воздействием давления, создаваемого поршнями. Аналогичная картина наблюдается в картере – вместо чистой смазки в поддоне появится пенная эмульсия.
Вода либо антифриз затекает в цилиндры работающего мотора тремя путями:
- через поврежденную прокладку между головкой и блоком двигателя;
- сквозь пробитую прокладку коллектора, работающего на впуск топливной смеси;
- через трещину, образовавшуюся в самой головке вследствие критического перегрева либо гидравлического удара (дефект характерен для дизельных агрегатов).
Убедиться в проникновении тосола внутрь камер сжигания довольно просто. Проверьте состояние электродов на свечах зажигания и уровень технологических жидкостей – антифриза и моторной смазки, изучите их цвет и консистенцию. Также не помешает снять клапанную крышку – на постели распределительного вала можно обнаружить белый налет от водно-масляной эмульсии. Самый точный диагноз устанавливается только после разборки силового агрегата – демонтажа ГБЦ.
Какие бы ни были причины белого дыма, продолжать эксплуатировать машину категорически не рекомендуется. Поломку следует устранить немедленно, иначе вы рискуете довести мотор до капитального ремонта.
Черный дым с хлопьями сажи
Выбросы подобного рода образуются при неполном сжигании горючей смеси. Доля бензина или солярки в ней слишком велика, поэтому часть топлива просто вылетает в трубу в виде черной сажи. Неполадка сопровождается следующими вторичными признаками:
- расход топлива существенно возрастает;
- электроды свечей покрываются черным налетом, ухудшающим искрообразование;
- двигатель «захлебывается», снижается мощность, падает разгонная динамика;
- при резком нажатии педали газа из трубы вырываются клубы черного дыма.
Аналогичные симптомы проявляются на дизельных моторах. Переизбыток солярки или бензина в составе топливовоздушной смеси возникает по множеству причин, зависящих от типа системы питания. На инжекторе и дизеле встречаются такие неполадки:
- Неисправности либо износ форсунок. Клапаны элементов неспособны держать рабочее давление и пропускают топливо внутрь коллектора – форсунка «течет».
- Проблемы в системе топливоподачи. Насос развивает чересчур высокое давление или вышел из строя регулятор (он же – перепускной клапан).
- Пришел в негодность один из основных датчиков. В подобных случаях электронный блок управления переходит в аварийный режим работы и готовит смесь с избытком топлива.
Примечание. К ключевым датчикам, влияющим на работу контроллера и приготовление смеси, относится измеритель расхода воздуха (либо абсолютного давления), положения дроссельной заслонки и лямбда – зонд. Обычно блок управления оповещает водителя о неисправности, включая надпись Chek Engine на приборной панели.
Если черный дым из выхлопной трубы появился на машине с карбюратором, проверяйте такие неполадки:
- превышение уровня бензина в поплавковой камере по причине выхода из строя игольчатого клапана;
- износилась резиновая мембрана экономайзера либо насоса – ускорителя;
- засор воздушного жиклера или канала холостого хода;
- забит главный воздушный жиклер;
- дроссельные заслонки истерлись по краям и начали пропускать горючее в коллектор за счет разрежения;
- разболтались оси дросселей.
Иногда на автомобилях с бензиновыми двигателями бесконтрольное обогащение топливной смеси происходит из-за длительной езды на неисправных свечах зажигания. Бензин, сгорающий в камерах не полностью, уходит в картер, смешивается с маслом и в виде испарений подается через патрубок вентиляции обратно в двигатель. При высокой концентрации топлива в картере давление масла падает, а мотор «задыхается». Проблема устраняется путем замены свечей и моторной смазки.
Когда работал на картодроме, то, как правило, дым из выхлопной трубы означал, что что-то с маслом: скорее всего, закончилось. Но он был не темным и густым, как пар. Чем меньше масла, тем больше дыма было.