На что обратить внимание при выборе цепей противоскольжения?

Эксплуатация9 апреля 2020

Цепь противоскольжения – одно из средств увеличения проходимости для автомобилей и других ТС. Они надеваются на ведущие колеса машины и повышают ее сцепление с дорогой. Перед тем как выбрать цепи противоскольжения, необходимо больше узнать об их видах, размерах, материале изготовления и пр.

Цепь противоскольжения

Для чего нужны цепи противоскольжения на колеса автомобиля?

Автомобильные цепи противоскольжения используются в качестве съемного грунтозацепа, который существенно увеличивает проходимость машины на бездорожье. Благодаря им автомобиль может без заносов двигаться по скользкой дороге, а при прохождении поворотов и при торможении он не потеряет траектории движения.

Цепи помогают выбираться из сугробов, преодолевать обледеневшие подъемы и скользкие глинистые дороги во время дождя, двигаться в условиях глубокой грязи и не зарываться в песок.

Принцип работы и устройство

При оснащении устройством у автомобиля появляется дополнительный протектор, который за счет малой площади соприкосновения деталей изделия с поверхностью земли и за счет силы давления машины на дорогу повышает сцепление колеса с грунтом. Шина с установленным на него грунтозацепом начинает грести снег, песок или грязь так же, как это делают гребные колеса старинных пароходов.

Устройство цепи

Преимущества и недостатки

Основными недостатками цепей или браслетов противоскольжения являются:

  • повышенные нагрузки на подвеску и рулевое управление (если изделия установлены на передние колеса), приводящие к их ускоренному износу;
  • скорость движения ограничивается величиной в 50 км/ч (для мягких цепей – 80 км/ч);
  • увеличенная нагрузка на коробку передач и детали трансмиссии;
  • повышенный износ покрышки и сокращение срока ее службы;
  • сильный шум во время движения.

Преимущества:

  • увеличение проходимости по грязи, песку и снегу;
  • улучшение управляемости на льду и скользких поверхностях;
  • доступная цена;
  • простота и скорость установки – при должном навыке их можно надеть за 2-3 минуты.

Цепь на автомобиле BMW

Какие виды цепей бывают?

Устройства противоскольжения бывают жесткими и мягкими. Кроме того, они различаются по размеру: в прилагаемом к ним описании указывается, на какой диаметр и ширину шины и диска их можно устанавливать.

В зависимости от рисунка существуют следующие разновидности:

  • лесенкой;
  • сотами;
  • треугольниками;
  • ромбами;
  • диагоналями.

Из какого материала изготавливают?

Мягкие устройства производят из износоустойчивой армированной резины, пластмассы или пластика из полиуретана. Поверхность изделий оснащается пластиковыми или металлическими шипами. Существуют мягкие резиновые модификации без шипов – их называют эспандерами.

Материал цепейЖесткие изделия выполнены из стали, реже из алюминия или титана. Звенья могут иметь круглую или граненую форму. Первая лучше подходит для движения по снегу, вторая – по льду.

Инструкция по эксплуатации и хранение

При движении с установленными цепями противоскольжения следует строго соблюдать правила езды и не превышать допустимую скорость, обозначенную их производителем.

Перед монтажом изделия заранее удалите колесные колпаки во избежание их повреждения. А при установке цепи на колесо с легкосплавным диском не допускайте контакта с ним деталей и креплений.

Надевайте устройства только на ведущие колеса автомобиля. Установка изделия на неведущее колесо ничего, кроме проблем, не принесет.

На автомобили с постоянным полным приводом цепи следует монтировать на передние колеса. Опыт эксплуатации показывает, что так устройства оказывают лучшее воздействие. На машины с автоматическим подключением переднего моста грунтозацепы рекомендуется устанавливать на задние колеса.

При движении старайтесь избегать резких поворотов, больших ям и неровностей. Не допускайте торможения с заблокированными колесами.

Хранение цепейПосле использования цепи демонтируются, промываются в горячей воде и насухо вытираются.

Хранить их следует в специальных чехлах или прочных полиэтиленовых пакетах. Сетки и ремни кладут отдельно.

Как правильно надевать цепи?

Перед монтажом изделие раскладывается на дороге и расправляется. После этого автомобиль колесом наезжает на цепное полотно до его середины и ставится на ручной тормоз. В конце процедуры края цепного полотна соединяются и сцепляются крючками.

Другой способ установки заключается в том, что заранее расправленное изделие накидывается на колесо сверху так, чтобы боковые участки равномерно свисали с обеих сторон. После этого колесо чуть проворачивается либо автомобиль немного проезжает вперед или назад, наезжая на свисающий участок цепного полотна. Края изделия соединяются и пристегиваются друг к другу. Затем они обязательно затягиваются с помощью специального инструмента или бандажного шнура как можно туже. После того как автомобиль проедет 500 м, их следует еще раз подтянуть.

Критерии выбора

Устройства противоскольжения выбираются по размеру колеса и по материалу изготовления. Но их рисунок и форма тоже выполняет важные функции.

По рисунку

Изделия с рисунком в форме лесенки дешевы и доступны для изготовления своими руками. Они подходят для движения по грязи, но склонны к самозарыванию на снегу.

Разновидности цепейУстройства с рисунком ромбы и соты улучшают поперечную устойчивость автомобиля. Однако они ограничивают скорость его движения.

Цепи с рисунком в форме треугольника позволяют легко преодолевать глубокий снег, но малоэффективны при езде по сильной грязи.

Изделия с диагональным рисунком одинаково хорошо подойдут для всех видов бездорожья: снега, льда и грязи.

По форме

Устройства противоскольжения по форме делятся на цепи и браслеты. Процесс монтажа первых более быстрый и чистый во всех смыслах этого слова в отличие от браслетов.

Цепи ломаются редко и только в случаях, когда они неправильно подобраны под размер колеса. Браслеты же рвутся чаще и оказывают сильное ударное воздействие на трансмиссию.

Единственное преимущество браслетов перед цепями – это их низкая стоимость.

Рейтинг лучших цепей противоскольжения на колеса

Ряд специалистов при выборе устройств противоскольжения составили топ 5 лучших цепей:

  1. Pewag Servo SUV – самозатягивающиеся, подходят для кроссоверов.
  2. Weissenfels Clack&Go Quattro F10 – комбинированные, для низкопрофильных шин.
  3. Thule Easy-fit CU-9 – наиболее простые в монтаже.
  4. Konig Zip Ultra – для автомобилей с низким дорожным просветом.
  5. Taurus Diament 4×4 – для внедорожников и легких грузовиков.

Тестирование цепей противоскольжения

При тестировании автомобилей с цепями испытатели журнала «За рулем» замеряли усилие на динамометре при попытке тронуться на разных типах покрытий.

При старте на льду без цепей тяга автомобиля была почти нулевая, с ними же вырастала до 10 кН. При запуске машины по укатанном снегу тяга с цепями увеличивалась в 2-3 раза по сравнению с таковой при их отсутствии. На влажном грунте тяга автомобиля возрастает в 4-5 раз.