На что обратить внимание при выборе цепей противоскольжения?
Эксплуатация9 апреля 2020
Содержание
- 1 Для чего нужны цепи противоскольжения на колеса автомобиля?
- 2 Принцип работы и устройство
- 3 Преимущества и недостатки
- 4 Какие виды цепей бывают?
- 5 Из какого материала изготавливают?
- 6 Инструкция по эксплуатации и хранение
- 7 Как правильно надевать цепи?
- 8 Критерии выбора
- 9 Рейтинг лучших цепей противоскольжения на колеса
- 10 Тестирование цепей противоскольжения
Цепь противоскольжения – одно из средств увеличения проходимости для автомобилей и других ТС. Они надеваются на ведущие колеса машины и повышают ее сцепление с дорогой. Перед тем как выбрать цепи противоскольжения, необходимо больше узнать об их видах, размерах, материале изготовления и пр.
Для чего нужны цепи противоскольжения на колеса автомобиля?
Автомобильные цепи противоскольжения используются в качестве съемного грунтозацепа, который существенно увеличивает проходимость машины на бездорожье. Благодаря им автомобиль может без заносов двигаться по скользкой дороге, а при прохождении поворотов и при торможении он не потеряет траектории движения.
Цепи помогают выбираться из сугробов, преодолевать обледеневшие подъемы и скользкие глинистые дороги во время дождя, двигаться в условиях глубокой грязи и не зарываться в песок.
Принцип работы и устройство
При оснащении устройством у автомобиля появляется дополнительный протектор, который за счет малой площади соприкосновения деталей изделия с поверхностью земли и за счет силы давления машины на дорогу повышает сцепление колеса с грунтом. Шина с установленным на него грунтозацепом начинает грести снег, песок или грязь так же, как это делают гребные колеса старинных пароходов.
Преимущества и недостатки
Основными недостатками цепей или браслетов противоскольжения являются:
- повышенные нагрузки на подвеску и рулевое управление (если изделия установлены на передние колеса), приводящие к их ускоренному износу;
- скорость движения ограничивается величиной в 50 км/ч (для мягких цепей – 80 км/ч);
- увеличенная нагрузка на коробку передач и детали трансмиссии;
- повышенный износ покрышки и сокращение срока ее службы;
- сильный шум во время движения.
Преимущества:
- увеличение проходимости по грязи, песку и снегу;
- улучшение управляемости на льду и скользких поверхностях;
- доступная цена;
- простота и скорость установки – при должном навыке их можно надеть за 2-3 минуты.
Какие виды цепей бывают?
Устройства противоскольжения бывают жесткими и мягкими. Кроме того, они различаются по размеру: в прилагаемом к ним описании указывается, на какой диаметр и ширину шины и диска их можно устанавливать.
В зависимости от рисунка существуют следующие разновидности:
- лесенкой;
- сотами;
- треугольниками;
- ромбами;
- диагоналями.
Из какого материала изготавливают?
Мягкие устройства производят из износоустойчивой армированной резины, пластмассы или пластика из полиуретана. Поверхность изделий оснащается пластиковыми или металлическими шипами. Существуют мягкие резиновые модификации без шипов – их называют эспандерами.
Жесткие изделия выполнены из стали, реже из алюминия или титана. Звенья могут иметь круглую или граненую форму. Первая лучше подходит для движения по снегу, вторая – по льду.
Инструкция по эксплуатации и хранение
При движении с установленными цепями противоскольжения следует строго соблюдать правила езды и не превышать допустимую скорость, обозначенную их производителем.
Перед монтажом изделия заранее удалите колесные колпаки во избежание их повреждения. А при установке цепи на колесо с легкосплавным диском не допускайте контакта с ним деталей и креплений.
Надевайте устройства только на ведущие колеса автомобиля. Установка изделия на неведущее колесо ничего, кроме проблем, не принесет.
На автомобили с постоянным полным приводом цепи следует монтировать на передние колеса. Опыт эксплуатации показывает, что так устройства оказывают лучшее воздействие. На машины с автоматическим подключением переднего моста грунтозацепы рекомендуется устанавливать на задние колеса.
При движении старайтесь избегать резких поворотов, больших ям и неровностей. Не допускайте торможения с заблокированными колесами.
После использования цепи демонтируются, промываются в горячей воде и насухо вытираются.
Хранить их следует в специальных чехлах или прочных полиэтиленовых пакетах. Сетки и ремни кладут отдельно.
Как правильно надевать цепи?
Перед монтажом изделие раскладывается на дороге и расправляется. После этого автомобиль колесом наезжает на цепное полотно до его середины и ставится на ручной тормоз. В конце процедуры края цепного полотна соединяются и сцепляются крючками.
Другой способ установки заключается в том, что заранее расправленное изделие накидывается на колесо сверху так, чтобы боковые участки равномерно свисали с обеих сторон. После этого колесо чуть проворачивается либо автомобиль немного проезжает вперед или назад, наезжая на свисающий участок цепного полотна. Края изделия соединяются и пристегиваются друг к другу. Затем они обязательно затягиваются с помощью специального инструмента или бандажного шнура как можно туже. После того как автомобиль проедет 500 м, их следует еще раз подтянуть.
Критерии выбора
Устройства противоскольжения выбираются по размеру колеса и по материалу изготовления. Но их рисунок и форма тоже выполняет важные функции.
По рисунку
Изделия с рисунком в форме лесенки дешевы и доступны для изготовления своими руками. Они подходят для движения по грязи, но склонны к самозарыванию на снегу.
Устройства с рисунком ромбы и соты улучшают поперечную устойчивость автомобиля. Однако они ограничивают скорость его движения.
Цепи с рисунком в форме треугольника позволяют легко преодолевать глубокий снег, но малоэффективны при езде по сильной грязи.
Изделия с диагональным рисунком одинаково хорошо подойдут для всех видов бездорожья: снега, льда и грязи.
По форме
Устройства противоскольжения по форме делятся на цепи и браслеты. Процесс монтажа первых более быстрый и чистый во всех смыслах этого слова в отличие от браслетов.
Цепи ломаются редко и только в случаях, когда они неправильно подобраны под размер колеса. Браслеты же рвутся чаще и оказывают сильное ударное воздействие на трансмиссию.
Единственное преимущество браслетов перед цепями – это их низкая стоимость.
Рейтинг лучших цепей противоскольжения на колеса
Ряд специалистов при выборе устройств противоскольжения составили топ 5 лучших цепей:
- Pewag Servo SUV – самозатягивающиеся, подходят для кроссоверов.
- Weissenfels Clack&Go Quattro F10 – комбинированные, для низкопрофильных шин.
- Thule Easy-fit CU-9 – наиболее простые в монтаже.
- Konig Zip Ultra – для автомобилей с низким дорожным просветом.
- Taurus Diament 4×4 – для внедорожников и легких грузовиков.
Тестирование цепей противоскольжения
При тестировании автомобилей с цепями испытатели журнала «За рулем» замеряли усилие на динамометре при попытке тронуться на разных типах покрытий.
При старте на льду без цепей тяга автомобиля была почти нулевая, с ними же вырастала до 10 кН. При запуске машины по укатанном снегу тяга с цепями увеличивалась в 2-3 раза по сравнению с таковой при их отсутствии. На влажном грунте тяга автомобиля возрастает в 4-5 раз.