Чем лучше смазывать направляющие тормозного суппорта?
Обслуживание26 октября 2017
Содержание
О том, что при замене тормозных колодок необходимо смазывать направляющие суппорта и прочие элементы, не знают многие опытные водители и работники автосервисов. Не говоря о новичках, слабо разбирающихся в конструкции автомобиля. Эти узлы нередко эксплуатируются по 10 лет со старой смазкой, что ведет к быстрому износу деталей, заклиниванию поршней и отказу механизмов. Автолюбителям, самостоятельно ухаживающим за собственной машиной, нужно уметь обслуживать дисковые тормоза и выбирать подходящие смазочные материалы.
Зачем смазывать тормозные механизмы?
Конечно, наносить масло на рабочие поверхности колодок не следует, они станут проскальзывать и эффективность торможения резко упадет. В узлах дискового типа есть движущиеся детали, работающие по следующему алгоритму:
- После нажатия на педаль давление жидкости двигает вперед поршень, находящийся внутри суппорта.
- Поршень нажимает на ближнюю тормозную колодку и заставляет двигаться суппорт по направляющим в противоположную сторону.
- В результате обе накладки захватывают диск по бокам и затормаживают вращение.
Существуют конструкции с 2 поршнями, сдавливающими колодки с двух сторон, и неподвижными суппортами.
Поскольку суппорт перемещается по направляющим элементам (напоминают длинные болты с короткой резьбовой частью), их нужно периодически смазывать. Операция производится вместе с заменой колодок: старая смазка для суппортов удаляется и закладывается новая. Момент второй: защитный антифрикционный состав наносится на стенки цилиндра и внутреннюю поверхность пыльника, предохраняющего от попадания грязи и задиров.
Чтобы тормоза не скрипели, нерабочая часть колодки и точки примыкания к суппорту обрабатываются специальной пастой.
Если перечисленные мероприятия игнорировать, направляющие со временем заржавеют от попадания влаги и в один далеко не прекрасный момент могут заклинить. Эффективность торможения в целом упадет на четверть при условии, что механизмы остальных колес останутся исправными.
Требования к смазочным материалам
Дисковые тормозные узлы функционируют в тяжелейших условиях. Вместе с вездесущей пылью внутрь механизма попадает грязь и вода разной степени агрессивности. Летом она относительно чистая, а в зимний период представляет собой раствор соли и активных реагентов, рассыпаемых городскими коммунальными службами. Добавьте сюда высокую температуру, возникающую в процессе сильного трения накладок о диск в результате торможения.
Справка. При езде в обычном режиме температура внутри пары колодка – диск редко достигает 200 °С. В условиях горных дорог и серпантинов указанные детали прогреваются до максимальной температуры 400–500 °С. Тепло передается и другим металлическим элементам, отчего механизмы способны разогреться до 150 °С.
Чтобы смазать направляющие тормозного суппорта, необходимо использовать специальный состав, удовлетворяющий таким требованиям:
- материал должен сохранять смазывающие свойства при нагреве до 180 °С и более;
- недопустимо, чтобы состав смывался водой, растворами кислот и щелочей, а также тормозной жидкостью;
- смазка не должна расплавляться и вытекать из рабочей пары деталей в результате нагрева;
- обязательна совместимость со всеми разновидностями эластичных уплотнителей (резина, пластмасса, EPDM, EPT).
Изначально любая смазка делается жидкой, после чего в нее вводится загуститель. Для обслуживания высоконагруженных тормозных узлов изготавливается особая присадка – после ее добавления смазочный материал не имеет точки плавления. То есть, не разжижается при высоких температурах.
Отсюда вывод: «Литол», «Нигрол», «Солидол» и прочие традиционные материалы не пойдут на обработку деталей тормозов.
Они плавятся от нагрева 65–100 °С, агрессивны по отношению к резине и остальным каучуковым уплотнителям. Нужна специальная смазка для направляющих суппортов, стойкая к высоким температурам и химическим воздействиям.
Противозадирные пасты
Данные составы относятся к первой группе материалов, применяемых в узлах дисковых тормозов автомобилей. Представляют собой высокотемпературные пасты, предназначенные для обработки тыльной части колодок, металлических скоб и пластин. Главная задача подобных материалов – предотвращать скрипы в процессе работы тормозов, отсюда и английское название Anti-Seize.
Основой для изготовления паст является минеральное и полусинтетическое масло, куда добавляется искусственный загуститель. Некоторые производители смешивают этот компонент с микрочастицами металлов и их химическими соединениями. В моменты перегрева механизма работоспособность материала сохраняется именно благодаря этим мельчайшим порошкам.
Справка. Максимальная рабочая температура, которую выдерживает высокотемпературная смазка без потери свойств, составляет 1400 °С.
В продаже можно легко найти следующие противозадирные композиции импортного происхождения:
- составы комплексного действия: Loctite 8060/8150/8151 и Wurth AL 1100;
- материалы с примесью медного и алюминиевого порошка (примерно 25% от общей массы): LIQUI MOLY Kupfer-Paste, Mannol Kupfer-Paste, Molykote Cu-7439 Plus Paste и Wurth SU 800;
- композиции, где вместо порошкообразного металла используются микрочастицы керамики либо силиката магния: HUSKEY 400 Anti-Seize, LIQUI MOLY Bremsen-Anti-Quietsch-Paste;
- изделие с добавлением частиц дисульфида молибдена HUSKEY Moly Paste.
В перечне отсутствуют названия известных брендов – производителей моторных и трансмиссионных масел. Выпуском подобной специфической продукции занимаются отдельные компании, которые расположены за пределами стран постсоветского пространства.
Молибденовая и медная смазка в виде пасты применяется строго по назначению. Наносить состав на направляющие суппортов недопустимо – материал быстро высыхает и заклинивает рабочую пару.
Составы для обработки элементов суппорта
Сфера применения материалов второй группы – статичные детали тормозных механизмов. Сюда относятся болты резьбовых соединений, резиновые и пластиковые чехлы, штоки и разнообразные втулки. Изготавливаются на минеральных основах и не подвержены плавлению (английское обозначение – Rubber Grease). Диапазон температур, в котором смазка работает без проблем – от минус 40 до +180 °С.
Важный момент! Смазочные материалы данной группы не предназначены для нанесения на подвижные детали – направляющие и цилиндры. Допускается обработка торцевой части поршня, нажимающей на колодку.
На рынке продукция представлена следующими брендами;
- ATE Plastilube (Германия);
- композиция Loctite Teroson Plastilube с загустителем на основе природной глины;
- Teroson Plastilube от известного немецкого изготовителя Continental Teves, специализирующегося на тормозных агрегатах.
Нанесение перечисленных смазочных составов создает эффект консервации поверхностей. Проще говоря, через несколько лет после обработки резьбовые соединения раскручиваются и узел легко разбирается. Обычная силиконовая смазка для суппортов автомобилей неприменима – слишком высокая рабочая температура.
Универсальные смазки
Назначение третьей группы материалов понятно из названия – любые движущиеся и неподвижные элементы, в том числе направляющие суппортов. Столь же успешно составы применяются для защиты пластмассовых и каучуковых пыльников, поскольку неактивны по отношению к резине.
Композиции изготавливаются на основе силикона, но различные добавки придают им требуемые свойства – отсутствие порога плавления, стойкость к воздействию высоких температур (до 290 °С) и химически агрессивных веществ. Часть производителей добавляет в смазывающий материал дисульфид молибдена либо мельчайшую фракцию графита.
Лучшая универсальная смазка для тормозных суппортов производится в Соединенных Штатах и продается под такими названиями:
- Molykote AS-880N Grease;
- SLIPKOTE 220 и 927;
- Permatex Brake Caliper Lube.
Расцветки составов довольно разнообразны. Изделие Molykote окрашено в черный цвет, SLIPKOTE – чисто-белый, а Permatex – зеленый. Консистенция примерно одинаковая – полужидкая, упаковка – тубы либо ведра.
Советы по выбору
Остается обсудить вопрос, какая смазка лучше для направляющих суппортов того или иного автомобиля. Существует оптимальный способ определить подходящий вариант – заглянуть в инструкцию по эксплуатации машины и изучить раздел рекомендуемых смазочных материалов. Если удастся отыскать нужную информацию в техническом паспорте либо на сайте производителя авто, вы точно не ошибетесь с выбором.
Если информация о применяемых смазках может оказаться неполной, придется подобрать продукт самостоятельно. Лучший вариант – приобрести одну из универсальных смазок третьей группы и убить одним выстрелом нескольких зайцев:
- Покупать для каждого элемента отдельную композицию слишком дорого и неудобно, а универсальный силиконовый состав подходит везде.
- Тубы с пастой достаточно велики по объему, поэтому одной упаковки хватит до конца срока годности.
- Нейтральная силиконовая смазка позволит продлить ресурс часто меняемых элементов – резиновых чехлов и сальников, установленных в тормозных цилиндрах.
Универсальный смазочный материал успешно отработает весь срок до следующей замены колодок, если перед нанесением вы полностью удалите старую смазку и очистите поверхности. Потрескавшиеся пыльники стоит поменять на новые.