Как сделать шумоизоляцию колесных арок автомобиля?
Эксплуатация10 июля 2021
Содержание
Заводская шумоизоляция колесных арок автомобиля не обеспечивает устранения гула от покрышек и гравия, летящего из-под шин при движении по грунтовым дорогам. Владелец может улучшить акустический комфорт в салоне путем нанесения защитных материалов как на детали кузова, так и на подкрылки. Работы могут производиться в условиях гаража или специализированного сервиса.
Зачем нужна шумоизоляция колесных арок?
Колесные арки являются одним из основных источников шума, возникающего при движении автомобиля. Помимо естественного гула от вращающихся покрышек, в салоне слышны щелчки от камней и песка, отбрасываемых протектором. В заводских условиях на металлические поверхности наносится слой мастики, обеспечивающей защиту лакокрасочного покрытия от повреждений и повышающей акустический комфорт.
Дополнительно ставятся подкрылки из пластика или прессованного войлока, но многие владельцы отмечают недостаточную эффективность штатной защиты от шумов.
Способы качественной шумоизоляции
Для повышения акустического комфорта используют:
- Виброзащитные материалы, которые повышают жесткость обработанной конструкции. Листы состоят из слоя битумной мастики, покрытого с одной стороны алюминиевой фольгой. Противоположная плоскость обработана клеем с защитной пленкой, позволяющим крепить изоляцию на пластиковые или металлические детали. При подборе материала следует учитывать коэффициент механических потерь КМП, находящийся в диапазоне от 0,4 до 0,65 единицы.
- Материалы «StP Сплен» на пенополиэтиленовой основе, обеспечивающие поглощение звуков и теплозащиту. На листы нанесен слоя клея, поддерживающего хорошую адгезию к основаниям.
- Пенополиуретановые листы (например, от производителя K-Flex) с нанесенной на заводе клеевой подложкой. Материал отличается небольшим удельным весом, устойчив к воздействию воды и хорошо поглощает шумы в широком диапазоне частот. Поставляется в виде листов разной толщины.
- Жидкие мастики, обеспечивающие звукоизоляцию криволинейных поверхностей. Отличаются повышенной стойкостью к механическим воздействиям и влиянию дорожных реагентов, являются дополнительной защитой от коррозии. Материал наносят кистью или пульверизатором, после полимеризации на поверхности образуется эластичный слой, не разрушающийся от ударов гравием.
Инструменты и расходные материалы
Шумоизоляцию можно сделать своими руками с использованием:
- материалов на битумной основе (жидких или листовых с клеевым слоем);
- малярных кистей с различной шириной рабочей части или валиков для раскатки покрытия;
- нитяных перчаток для защиты рук;
- линейки и лекала для разметки заготовок из листового материала;
- чертежного инструмента и ножа;
- растворителя и чистой ветоши для удаления масляных загрязнений;
- строительного фена, позволяющего повысить эластичность битумной шумоизоляции.
Монтажные работы следует проводить в сухом помещении при +20°С. Допускается установка шумоизоляции на улице при нормальной влажности, но при сильном ветре на обрабатываемые поверхности попадает пыль, ухудшающая адгезию клеевых составов.
Если на арках кузова имеются очаги коррозии, то перед началом работ следует удалить ржавчину и восстановить лакокрасочное покрытие.
Процедура обработки
Обработка колесных арок не является сложной процедурой, но требует аккуратной разметки шумоизоляции и осторожного нанесения. Мастики не должны попадать на внешнее лакокрасочное покрытие, для смывки следует использовать уайт-спирит или иной растворитель, не разрушающий эмаль. Для повышения звукоизоляции рекомендуется обработать подкрылки и нанести листовой или жидкий материал на внутреннюю поверхность колесной арки.
Внутренняя обработка
Дополнительную защиту устанавливают со стороны моторного отсека. Листы наклеивают не только на поверхности щита и колесных арок, но и на пол багажного отделения и днище автомобиля в салоне. В комплексную шумоизоляцию входит отделка панелей дверей и крыши. Для обработки используют материал на клеевой основе (например, «Сплен»), с металла предварительно убирают пыль, следы технологических жидкостей и устраняют очаги коррозии или отслоения лакокрасочного покрытия.
При установке изоляторов в моторном отсеке следует учитывать термическое воздействие от выхлопного коллектора и корпуса нейтрализатора отработавших газов. Дополнительные листы не должны препятствовать движению приводов и перекрывать вентиляционные каналы.
На колесных арках могут присутствовать заводские вырезы, глушить технологические отверстия шумоизоляцией не следует.
Наружная обработка
Общий алгоритм выполнения работ:
- Установить автомобиль в рабочую зону и демонтировать крепления подкрылков. Элементы фиксируются на винтах и клипсах, на части машин потребуется вынуть брызговики и защитные щитки моторного отсека. Для лучшего доступа рекомендуется снять колеса, кузов машины установить на опорные подставки под порогами.
- Осмотреть поверхность арки и удалить загрязнения водой с использованием моющих препаратов. Обнаруженные очаги коррозии следует зачистить и обработать грунтом и краской, не допускаются участки отслоения штатной мастики. От качества подготовки поверхности зависит долговечность шумоизоляционного слоя.
- Высушить и обезжирить поверхности органическим растворителем, инертным к заводским покрытиям (например, уайт-спиритом).
- Нанести слой виброизоляции при помощи кисти или наклеить предварительно нарезанные заготовки из листового материала. Для повышения эластичности битум прогревают горячим воздухом, а затем наносят элементы на поверхность и аккуратно разглаживают валиком. Не допускается формирование пузырей, способствующих образованию очагов коррозии и отслоению защитного материала.
- Нанести дополнительный слой шумоизоляции, оставляя свободное пространство в монтажных зонах для подкрылков.
- После застывания материалов произвести сборку в обратной последовательности. При обнаружении дефектов доработать участки.
- Установить на ступицы колеса и снять автомобиль с подставок для проверки эффективности шумоизоляции.
Подкрылки
На большинстве автомобилей российского и импортного производства предусмотрены штатные подкрылки из эластичного пластика или прессованного войлока. На их внутренней поверхности имеются маты из легкого материала, снижающего вибрации при попадании камней. Основной функцией подкрылков является защита лакокрасочного покрытия арки от повреждения песком, гравием либо дорожными реагентами. Материал несколько снижает уровень шума от колес и потоков грязи, но для повышения акустического комфорта требуется нанесение битумной мастики или эластичных матов.
Обработка подкрылков производится в случае отсутствия голого металла в колесной арке (например, многие заводы-изготовители заливают поверхности пластизолем или иной мастикой). Нанесение защиты на подкрылки снижает качество шумоизоляции. Из материала нарезают заготовки и наклеивают их на пластиковую деталь, предварительно прогрев битумный слой феном. Термическое воздействие на подкрылок нежелательно, поскольку возникает необратимая деформация поверхностей. На войлочные элементы наклеить листовой изолятор или нанести жидкую мастику невозможно.
Жидкие изоляторы
Для обработки внутренней поверхности арки можно использовать мастику на основе органических растворителей и полимеров. Материал наносят с помощью распылителя, подключенного к источнику сжатого воздуха. Для улучшения качества обработки необходимо снять пружины и амортизаторы, закрыв посадочные поверхности шаблонами из плотного картона. Также потребуется удалить грязь и устранить очаги коррозии, а затем обезжирить поверхности. В кустарных условиях мастику наносят кистями в 2-3 слоя с промежуточной сушкой.
Преимуществом жидкой шумоизоляции является стойкость к механическим и температурным воздействиям. Материал можно наносить на внешние части арок или днища, подвергающиеся влиянию песка и дорожных реагентов. Для улучшения адгезии в состав материалов может вводиться грунт (информация о компонентах или допустимости внесения присадок указывается производителем).
Для обработки автомобилей используют специальные составы Noxudol 3100 или Dinitrol 479 либо резинобитумные антикоррозионные мастики. В состав Noxudol 3100 входит полимерная основа, рассчитанная на нанесение пульверизатором. Толщина защитного слоя – от 1 до 2,5 мм, для затвердевания «на отлип» требуется до 12 часов, полное застывание происходит за 10-14 суток. Преимуществом материала является возможность нанесения лакокрасочного покрытия. Жидкость Dinitrol 479 на базе синтетической резины наносят слоем от 1 до 1,5 мм, для испарения растворителя требуется 12 часов. Дополнительным преимуществом жидких мастик является небольшой вес защитного покрытия.
Практические советы
Дополнительные рекомендации по шумоизоляции колесных арок автомобилей:
- Снимать заводское антикоррозионное покрытие с металлических элементов кузова не следует. Перед нанесением шумоизоляции в салоне убирают заводские маты из войлока (срезать накладки на магнитной основе, прошедшие цикл термической обработки перед окраской кузова, не нужно).
- Если в колесных арках имеются ребра жесткости, то их не оклеивают шумоизоляцией. Максимальный эффект достигается при обработке плоских поверхностей.
- Колесные арки предварительно следует промыть водой под высоким давлением, а затем протереть обезжиривающим составом.
- При нанесении листового материала желательно использовать заготовки максимального размера, придавая элементам кривизну арки по месту монтажа. Панели необходимо укладывать встык, большое количество мелких накладок ухудшает качество шумоизоляции.
- При использовании жидких мастик нужно защитить зоны, в которые не должен попасть материал, целлофановой пленкой или плотной бумагой. После полимеризации покрытие аккуратно снимают, стараясь не повредить слой шумоизоляции.
- На части машин используются подкрылки из прессованного войлока, наклеить листы изолятора на подобный материал невозможно. В этом случае понадобится обработать арку внутри или смонтировать защиту на кузов со стороны моторного отсека.
- Если на автомобиле не предусмотрен подкрылок, то наносить мастику или иной шумоизоляционный материал на металл кузова не следует (из-за быстрого разрушения слоя гравием из-под колес). В этом случае необходимо приобрести или изготовить на заказ пластиковые щитки, которые покрывают звукозащитными материалами и устанавливают в арках. Альтернативой является оклейка кузова из салона или моторного отсека.
- При оклейке подкрылка следует наносить слой виброизоляции толщиной не более 2 мм, излишек материала увеличит вес детали и затруднит монтаж в нише колесной арки.
- Для дополнительной защиты от посторонних шумов можно использовать «жидкие подкрылки». Мастика не должна перекрывать сечения каналов для вентиляции скрытых полостей и слива конденсата.
- На некоторых моделях автомобилей (например, BMW X5 и X6 или Volvo XC-90) для крепления подкрылков использованы одноразовые фиксаторы. Необходимо заранее приобрети комплект крепежа, что позволит быстро завершить процедуру шумоизоляции.
При выполнении работ с битумными материалами запрещено пользоваться открытым огнем. В помещении требуется организовать вентиляцию и установить плафоны для освещения. Недостаточная подсветка рабочей зоны приводит к образованию дефектов (зазоров между листами шумоизоляции или плохой прокатке панелей, которые отслаиваются при дальнейшей эксплуатации автомобиля).
Спасибо за такую содержательная статью. Как раз есть проблема с шумоизоляцией колёс.