Как самому сделать шумоизоляцию автомобиля?
Эксплуатация22 сентября 2017
Содержание
В отличие от автомобилей премиум – класса, внутрь салона бюджетных машин проникает множество посторонних звуков. К ним прибавляется вибрация от работающих агрегатов – двигателя, трансмиссии и ходовой части. Причина заключается в следующем: с целью экономии производителем не предусмотрена вибро– и шумоизоляция кузовных элементов. Для мастеровитых автолюбителей это не является большой проблемой – уровень шума внутри авто можно снизить самостоятельно, используя современные материалы – изоляторы.
Разновидности шумоизоляции
Мероприятия по снижению уровня шума в автомобиле выполняются с целью решить следующие вопросы:
- оградить водителя и пассажиров от разнообразных уличных звуков в черте города;
- максимально снизить вибрацию и шумы, поступающие в салон при работе мотора, коробки передач и подвески;
- уменьшить прохождение звуковых волн от колес, контактирующих с дорожным покрытием;
- избавиться от скрипа и стука пластмассовых деталей;
- устроить дополнительную тепловую изоляцию.
Любители автомобильного тюнинга нередко устанавливают в машины высококачественную музыкальную аппаратуру и мощные динамики. В подобных случаях производится целый комплекс работ:
- Шумоизоляция салона различными материалами в 3–4 слоя.
- Наружное покрытие днища авто пластичными резинобитумными мастиками, например, «Гравитекс».
- Замена штатного тонкого ковролина на улучшенное напольное покрытие.
- Крепление звукопоглощающих накладок на пластмассовые защитные кожухи, устанавливаемые внутри колесных арок.
Нанесение наружного покрытия на днище – операция довольно сложная и трудоемкая, требующая специализированного оборудования, например, гидравлического подъемника. Эти виды работ лучше выполнять на станциях технического обслуживания в процессе антикоррозионной обработки кузова. В домашних условиях реально сделать изоляцию арок над колесами.
Внутренняя звукоизоляция бывает полной и частичной. Первый вариант подразумевает отделку антишумовыми покрытиями практически всех элементов кузова:
- колесных арок;
- пола и потолка салона;
- внутренней части дверей;
- багажного отсека;
- крышки капота.
Вариант частичной облицовки считается бюджетным и включает оклеивание потолка с полами. Защита от шума получается соответствующей: после подобной отделки автолюбитель не всегда улавливает разницу, поскольку арки и двери остаются голыми. Отсюда рекомендация: правильная шумоизоляция должна быть полной, иначе мероприятие теряет смысл.
Подготовка к работе
Наиболее трудоемкая часть процедуры – разборка и обратная сборка салона. Чтобы ее выполнить, необходимо приготовить комплект слесарного инструмента – отвертки, ключи, пассатижи. Из специальных приспособлений понадобится металлический валик для прикатывания виброизоляционного покрытия и строительный фен (бытовой не подойдет).
Сделать антишумовую изоляцию автомобиля из подручных материалов не выйдет. Здесь нужны специализированные покрытия заводского изготовления, представленные в перечне:
- битумный виброгаситель с одной фольгированной стороной, толщина – 2 и 4 мм;
- лист самоклеящийся из вспененного полиэтилена (продается в рулоне);
- пенополиуретановый шумопоглотитель толщиной 7–8 мм с клейкой стороной, он же – утеплитель;
- битумная антивибрационная композиция в листах, защищенных технической бумагой.
Перечисленные изоляторы выпускают разные производители, самые известные – «Шумоff» и STP.
Материалы желательно покупать после разборки салона, так проще выяснить необходимое количество.
Для очистки и обезжиривания поверхностей кузова подготовьте щетку, достаточное количество ветоши, моющее средство и уайт-спирит либо другой органический растворитель.
Разборка автомобиля
Первым делом вымойте автомобиль, особенно – под колесными арками, салон лучше пропылесосить. Затем демонтируйте передние и задние кресла, открутив болты на салазках. Сразу уберите тумбочку – подлокотник и снимите декоративные панели, прикрывающие рычаг ручного тормоза и центральный тоннель. Что еще потребуется снять:
- солнцезащитные козырьки, боковые пластиковые накладки и ремни безопасности;
- осветительные плафоны и ручки, затем снимите потолочную обшивку;
- порожки и накладки в дверных проемах;
- дверные рукоятки и панели;
- старое напольное покрытие;
- облицовку багажного отделения;
- прочие детали, закрывающие внутренний доступ к металлическим элементам кузова.
Сложность разборки зависит от марки и модификации авто. Возможно, придется демонтировать механизмы стеклоподъемников в дверях и вытащить окна вместе с уплотнителями. Провода, упрятанные под старым ковролином, аккуратно скрутите в жгуты и обмотайте полиэтиленом.
Совет. В процессе разборки вам придется снять множество деталей, установленных с помощью разнообразного крепежа. Чтобы сделать шумоизоляцию и при этом не растерять половину саморезов, сразу вкручивайте их обратно в снимаемые элементы.
По окончании разборки удалите из салона мусор пылесосом, а потом тщательно вымойте доступные поверхности.
Перед наклейкой шумоизоляции их следует просушить, а снятую потолочную облицовку и ковролин отправить в стирку, если не собираетесь менять его на новый. Не забудьте провести такую же операцию под арками всех колес, куда планируется наклеить антивибрационную композицию.
Внутренние полости дверей хорошенько протрите уайт-спиритом, пока не удалите грязь и остатки консерванта. Если наткнетесь на островки заводской виброизоляции, то оставьте их на месте: ваша задача – усовершенствовать конструкцию, а не поменять виброгаситель.
Указания по звукоизоляции
Наилучший результат дает шумоизоляция автомобиля, сделанная своими руками в 3 слоя: первый антивибрационный, а сверху два звукопоглощающих. Начните с потолка, соблюдая такую технологию:
- Замерьте плоский участок крыши между выступающими ребрами жесткости.
- Вырежьте по размеру фольгированный виброгаситель толщиной 2 мм. Помните, что ребра не подвержены такой вибрации, как листовой металл, поэтому оклеивать их первым слоем изоляции не требуется.
- Хорошенько протрите участок обезжиривающим составом и дайте ему испариться.
- Включите фен, удалите с материала защитную бумагу или пленку и нагрейте выкройку до 35–40 °С.
- Нагретый лист виброизоляции прилепите к поверхности и тщательно прикатайте железным валиком. Обращайте внимание на рельеф фольгированной стороны – когда поверхность полностью разгладилась, значит, лист прикатан надежно. Операцию повторите на всех участках крыши.
В процессе раскроя виброгасителя кусочки битума прилипают к поверхности ножа и мешают работать. Избежать этого поможет простой прием – после каждого надреза смачивайте нож водой.
Пенополиэтилен клеится вторым слоем, но разрезается иначе: отмерьте лист таким образом, чтобы перекрыть большую площадь потолка, включая ребра жесткости. Затем снимите с выкройки часть защитной пленки и приложите этот край к поверхности, прижмите его рукой. Дальше снимайте пленку одновременно с прикатыванием слоя ППЭ. Следующий лист прикладывайте встык с первым и так далее. Прикатывать сильно не нужно – клейкая сторона материала отлично прилипает.
Важный момент! Слишком клейкий слой шумоизоляции из пенополиэтилена не даст шанса что-то исправить, если вы случайно прилепили выкройку неровно. Материал отдирается крайне неохотно и рвется.
Проклейка автомобиля шумоизоляцией из пенополиуретана делается аналогично. Разница в толщине покрытия (8 мм против 4 мм), прижимаемого вручную, без валика. По окончании переходите к дверцам и полу машины, учитывая следующие рекомендации:
- С внутренней стороны двери клеится тонкий виброгаситель (2 мм), чтобы не увеличивать нагрузку на петли, поскольку битумный материал довольно тяжел. Температура нагрева – 40 °С.
- На плоские участки пола, центральный тоннель и арки кладите виброизоляцию толщиной 4 мм, прогревая до 55–60 °С. Напольные ребра жесткости оклеиваются тонким битумным материалом (2 мм), разогретым до 40 °С.
- Используя вышеописанную технологию, уложите звукоизоляционный слой вспененного полиэтилена, а сверху – пенополиуретана.
- Проходящие по полу жгуты проводов не перекрывайте антишумовыми материалами. В конце проводка должна оказаться сверху и прятаться под ковролином.
- Наклеивая виброгаситель изнутри дверей, не старайтесь захватить всю поверхность, достаточно накрыть 70–80% площади. Закрепляйте листы, куда дотянется рука. Главное – хорошенько обезжирить поверхность и прикатать материал.
Наружную виброизоляцию колесных арок тоже нетрудно сделать самому. Технология уже знакома: битумную композицию очистить от бумаги, нагреть до 60 °С и прикатать к обезжиренному металлу. Разница в применяемом материале – для наружных работ виброгаситель идет без фольги. По окончании остается собрать салон автомобиля в обратном порядке.