Как осуществить разбортировку колес вручную?
Диагностика и ремонт21 ноября 2020
Содержание
Замена автомобильной резины требуется не только в преддверии зимы или лета. Иногда она становится вынужденной мерой. Разрыв или прокол покрышки приводит к необходимости выполнения процедуры в дороге. Перед тем как разбортировать колесо своими руками, водитель должен изучить инструкцию по осуществлению этой процедуры.
Типы автомобильных покрышек
Шины бывают:
- Камерными, содержащими резиновую вставку, заполненную воздухом. При разбортировке учитывают, что нельзя повреждать сосок камеры. В противном случае придется приобретать новое изделие. Борт камерной ширины неплотно прилегает к диску. Это облегчает процесс снятия колеса.
- Бескамерными, хорошо держащими высокое давление. Борт плотно прилегает к диску. Поэтому разбортировать такое колесо труднее.
Особенности разбортировки колес своими руками
Главной трудностью считается отсутствие необходимого оборудования. Однако некоторые домашние мастера изготавливают его самостоятельно. К другим особенностям процесса относят такие моменты:
- нужно учитывать размеры резины, камеры, диска;
- работу необходимо выполнять в чистом месте, в противном случае внутрь покрышки попадут загрязнения;
- без монтажных лопаток будет сложно отделить резину от диска;
- процедура занимает не менее 40 минут, поэтому придется набраться терпения.
Основные методы
Разбортировку колес легковушки вручную выполняют 2 способами: ударным или безударным. Выбор зависит от наличия оборудования, навыков, времени.
Ударный
Метод считается устаревшим, однако и сейчас его иногда используют для разборки бескамерных шин.
Разбортировку выполняют так:
- Приподнимают автомобиль, снимают колесо.
- Откручивают золотник, выпускают воздух. Встают на шину ногами, прыгают на ней.
- Отбивают резину молотком по всему периметру. Процедуру выполняют с обеих сторон.
- Противоположно золотнику вводят под край шины обломок рессоры или металлический уголок.
- Подтягивают кромку резины на себя, нажимая на уголок ломом. По мере отделения покрышки инструмент продвигают вперед с помощью монтажной лопатки.
- Снимают кромку колеса с другой стороны, полностью демонтируют шину.
Недостатком этого метода считается возможность повреждения диска. Поэтому придется обращаться в сервисный центр за прокаткой дисков.
Безударный способ
Первый метод подразумевает применение домкрата, крепкой лямки, лома и монтировки. В таком случае безударную разбортировку выполняют так:
- Демонтируют автомобильное колесо.
- Укладывают под шину монтировку или лом с соединенной по краям веревкой.
- Ставят на шину подъемник (основным упором вплотную к краю обода).
- Продевают веревку через диск, завязывают за подъемник 2 концами.
- Вращая ручку инструмента, отделяют резину. Завязанная веревка позволяет удерживать подъемник в вертикальном положении. Процедуру завершают, наступая ногой по всей окружности покрышки.
Для реализации второго безударного способа потребуются еще один автомобиль, прочная широкая доска. Разбортировку выполняют так:
- Выпускают воздух из камеры. Ставят планку на колесо ребром к ободу.
- Заезжают на доску. Под массой транспорта кромка начнет отделяться.
- Снимают шину, наступая двумя ногами по всей окружности. Затрагивают области, расположенные к стыку как можно ближе.
- Подобные действия выполняют с обратной стороной колеса.
Вместо доски можно использовать другую машину. Под весом 2 автомобилей покрышка легко отделяется от обода.
Необходимые инструменты
Обойтись только монтировкой и молотком при снятии шин не получится. Использование минимального набора инструментов приводит к повреждению колеса, которое проявляется после повторной установки изделия на диск. Для работы потребуются:
- домкрат;
- набор гаечных ключей;
- стальной уголок;
- монтажная лопатка;
- молоток;
- растворитель или скипидар для размягчения прикипевших участков.
Станочное оборудование
В мастерских для снятия шин используют специальные станки. Оборудование создает высокое давление, отделяющее резину от ободка. Для работы в домашних условиях можно использовать ручные станки с выдвижной тягой. Они используются для демонтажа шин любых размеров, поскольку имеют регулировочный блок. Планка выдвигается на нужную длину, фиксируется болтами.
Подготовительные работы
Разбортировку начинают со снятия колеса. Для этого выполняют следующие действия:
- Приподнимают автомобиль домкратом. Устанавливают баллонный ключ на гайку параллельно земле. Выкручивают фиксаторы против часовой стрелки.
- Срывают гайки, надавливая на ключ ногой. О правильном выполнении этой процедуры свидетельствует звук, напоминающий треск.
- Приподнимают автомобиль так, чтобы колесо оторвалось от земли. Гайки в это время ослаблены настолько, что их можно снять ключом. Однако колесо еще держится.
- Придерживая шину рукой и коленом, извлекают последнюю гайку. Снимают колесо, ставят его на землю.
После снятия колеса осматривают места соединения шины с ободом. При наличии признаков прикипания обрабатывают проблемные места растворителем.
Процесс самостоятельной разбортировки: алгоритм действий
Порядок снятия покрышки зависит от наличия камеры.
Бескамерная резина
Такая покрышка не разделена на резину и камеру. Значит, внутреннее пространство колеса заполнено воздухом. Для поддержания герметичности шина плотно прилегает к диску. По краям имеются специальные выпуклости – хампы. При накачивании колеса воздухом стык уплотняется, что усложняет процесс демонтажа. Для разбортировки нужно сорвать покрышку с места. Для этого выполняют следующие действия:
- Выкручивают золотник для накачивания воздуха. Заливают в полость покрышки эфир или бензин.
- Наносят топливо на борт шины. Поджигают его, палкой продавливают горящую резину внутрь. Это способствует возгоранию находящихся внутри бензиновых паров. Произойдет небольшой взрыв, после которого покрышка отделится от диска.
С камерой
В этом случае выполняют такие действия:
- Снимают колесо, приподнимая автомобиль на домкрате. Откручивают колпачок на ниппеле, спускают воздух. Прожимают места соприкосновения обода с резиной.
- Начинают разбортировку с противоположной золотнику стороны. Постепенно перемещают металлический уголок вдоль обода. Этот инструмент можно заменять монтажными лопатками. Они помогают правильно снять покрышку с ВАЗа, не повредив ее.
- Вынимают камеру, завершают процесс разбортировки.
Возможные трудности
Демонтировать новую шину несложно. Трудности возникают при работе с длительно использовавшимся колесом. Покрышка прикипает к диску, ее нужно аккуратно снимать по окружности, двигаясь от золотника вперед. Облегчить демонтаж помогают специальные средства.
Полезные советы и рекомендации опытных автомобилистов
При разбортировке колес Жигулей или другого автомобиля нужно:
- обрабатывать посадочный борт резины, диск и наконечник домкрата мыльным раствором;
- тщательно промывать грязные колеса перед началом работы;
- стартовой точкой считать обратную золотнику сторону;
- заливать стыки средством ВД-40, оставляя их на 20 минут;
- при использовании безударного способа применять широкую доску длиной не менее 1 м;
- при ударном снятии покрышки подготавливать уголок, затупляя его края;
- прочно закреплять подъемник, чтобы он не срывался.
Самодельные станки иногда имеют недостаточный вес. Их необходимо фиксировать на полу гаража. К бетонному основанию станок прикрепляют анкерами, к деревянному – саморезами.
Мне как начинающему автомобилисту удалось самостоятельно осуществить разбортировку колеса. Было трудновато и долго, думаю в следующий раз будет быстрее.
В своей жизни не раз приходилось бортовать колеса, правда в те времена они были все камерными. Если не сразу остановился после прокола и немного проехал то бортовать легко, просто прыгая по покрышке (у меня вес позволял так делать). Если покрышка новая, то конечно ударный способ через уголок. О домкрате тоже был наслышан, но у меня домкрат был другой конструкции и его нельзя было так применять. В последнее время просто клал пробитое колесо под переднее и наезжал на него несколько раз, так как покрышки были уже не новые, то снимались они легко. Бескамерки не бортовал, так как было проще подкачать и ехать до сервиса.