Проточка тормозного барабана своими руками
Диагностика и ремонт25 апреля 2020
Содержание
- 1 Что такое тормозной барабан, и для чего он предназначен?
- 2 Что такое проточка тормозных дисков и барабанов?
- 3 Когда требуется процедура?
- 4 Пошаговая инструкция своими руками
- 5 Проведение диагностики тормозной системы
- 6 Правила проектирования участка по обслуживанию барабанных тормозных систем
- 7 Определение неисправностей барабана
- 8 Когда проточка нежелательна?
- 9 Использование специального станка для проточки
Владельцу легкового автомобиля, ремонтирующему технику, необходимо знать, как проточить тормозной барабан своими руками. Процедура позволяет удалить буртик, образовавшийся в результате абразивного износа детали. При проведении работ учитывается максимально допустимый диаметр элемента.
Что такое тормозной барабан, и для чего он предназначен?
Чугунный или алюминиевый барабан, установленный на ступице, является частью тормозной системы. Колодки прижимаются к внутренней поверхности детали гидравлическим цилиндром или тросом (второй способ используется на стоянке). Барабанные задние механизмы используются на многих машинах ВАЗа, а также на грузовиках.
Строение и классификация
Основные типы деталей:
- Чугунный элемент с обработанной в заводских условиях внутренней поверхностью.
- Алюминиевая деталь с чугунным кольцом, к которому прижимаются накладки.
На внешней поверхности элемента выполнены ребра, улучшающие охлаждение барабана. Предусмотрены отверстия для болтов крепления колеса и центральный канал для ступицы. Деталь удерживается с помощью винтов, на части элементов имеются отверстия для регулировки положения колодок. Некоторые владельцы машин покрывают внешнюю поверхность барабана яркой краской (элементом тюнинга).
Замена или расточка
Механическая обработка внутренней поверхности позволяет устранить неравномерный износ или сточить бурт, образовавшийся на кромке детали. При расточке учитывается максимально допустимый диаметр, при превышении которого нарушается нормальная работа гидравлических цилиндров. При чрезмерном износе или повреждении детали необходимо поменять элемент.
Что такое проточка тормозных дисков и барабанов?
Проточка элементов тормозной системы позволяет выровнять рабочую поверхность деталей. При механической обработке удаляются шероховатости, что увеличивает срок эксплуатации фрикционных накладок. В кустарных условиях работы выполняются напильником, в сервисном центре используются металлорежущий станок и фасонные резцы.
Когда требуется процедура?
Ревизия механизмов и проточка требуются при:
- появлении вибраций во время торможения, передающихся на педали и рулевое колесо;
- возникновении посторонних шумов;
- обнаружении неравномерной работы механизмов;
- увеличении тормозного пути.
Пошаговая инструкция своими руками
Для выполнения работ на машинах с передними ведущими колесами в гаражных условиях необходимо:
- Установить автомобиль на домкраты и снять колеса с 1 борта.
- Снять барабан, а затем закрепить деталь на передней ступице штатными колесными болтами или гайками.
- Завести двигатель и включить 2-ую или 3-ю передачу.
- Произвести обработку внутренней поверхности барабана напильником, абразивным бруском и наждачной бумагой.
- Установить детали на штатные места и проверить работоспособность тормозной системы.
Проведение диагностики тормозной системы
При тестировании в гаражных условиях необходимо:
- Проверить уровень и убедиться в отсутствии течи жидкости из бачка, металлических и резиновых трубок.
- Нажать на педаль тормоза при выключенном моторе. На исправной системе свободный ход отсутствует. Если педаль продавливается, то необходимо проверить состояние главного тормозного цилиндра и удалить из системы воздух.
- Нажать на педаль и запустить двигатель. Шипение вакуумного усилителя не допускается.
- Выехать на прямолинейный участок, разогнать машину до 60 км/ч, а затем резко нажать на педаль. Увод автомобиля в сторону недопустим.
Полная диагностика тормозной системы проводится на специальном стенде. В ходе проверки определяются:
- температура механизмов;
- время срабатывания;
- равномерность тормозного момента;
- давление в гидравлическом или пневматическом контуре.
Правила проектирования участка по обслуживанию барабанных тормозных систем
Основные посты участка, обеспечивающего восстановление барабанных механизмов:
- подъемник для снятия изношенных элементов и обратного монтажа изделий;
- измерительный стенд и оборудование для механической обработки;
- стол для очистки и восстановления колодок путем применения новых фрикционных накладок.
Для снятия узлов с большегрузных автомобилей используется специальный подъемник с такелажным оборудованием, барабан укладывается на тележку. Замер производится штангенциркулем по нескольким точкам. Для установки элемента в шпинделе расточного станка используется переходная втулка. Параллельно выполняется обслуживание накладок и механизмов корректировки зазора с заменой изношенных деталей.
Фрикционные накладки притираются вместе с барабаном, что увеличивает площадь контакта и обеспечивает нормальную работоспособность тормозов.
Определение неисправностей барабана
Основные признаки неисправности барабанного тормоза:
- заклинивание колеса после отключения стояночного тормоза;
- увод автомобиля в сторону или появление посторонних шумов при торможении;
- повышение усилия на педали при одновременном падении эффективности тормозов;
- чрезмерный нагрев поверхности механизма или увеличение свободного хода педали.
Когда проточка нежелательна?
Барабан не подлежит восстановлению в следующих случаях:
- При обнаружении на поверхности трещин или участков с цветами побежалости.
- При чрезмерном износе. Недостаточная прочность рабочей поверхности приводит к отрыву внешней части от центрального кольца.
Использование специального станка для проточки
Для обработки деталей используется специальное оборудование или токарный станок. Предельный размер барабана зависит от расстояния между центром шпинделя и направляющими суппорта. Барабан устанавливается в патрон с помощью переходника, обеспечивающего центрирование детали. Подача и частота вращения определяются по таблицам. Толщина снимаемого слоя металла зависит от конструктивных особенностей тормозной системы машины.