Когда можно доливать в двигатель масло другой марки?

Обслуживание10 октября 2020

При работе поршневого мотора часть смазки, находящейся в поддоне, выгорает или выбрасывается в выхлопную систему с отработавшими газами. Водителю необходимо знать, в каких случаях можно доливать в двигатель масло другой марки. Следует учесть, что резкое падение уровня ниже критической отметки указывает на чрезмерный износ колец или гильз цилиндров либо на утечку через поврежденные сальники.

Доливка масла

Когда доливают масло в двигатель?

Уровень моторного масла снижается из-за:

  1. Выгорания, связанного с износом поршневых колец и зеркал цилиндров. Часть смазки выбрасывается в выхлопную систему. При длительном движении на высоких оборотах коленчатого вала возможно падение уровня масла даже при нормальных зазорах между трущимися деталями.
  2. Течи через поврежденные сальники, прокладки между деталями. Например, владельцы сталкиваются с падением уровня смазки из-за плохо затянутой пробки слива или повреждения медного уплотнительного кольца.

При падении уровня смазки в поддоне ухудшается поступление жидкости к трущимся поверхностям. При резких маневрах приемник масляного насоса может начать подавать в систему воздух. Для проверки уровня используется щуп с насечками, определяющими минимальный и максимальный объем смазки.

На части автомобилей предусмотрен датчик. Контрольная лампа в комбинации приборов включается при достижении минимальной отметки. Водителю необходимо периодически проверять уровень и доводить объем масла до нормативного значения.

Смешивание смазок одного бренда – да или нет?

Допускается смешивание материалов, выпущенных одним производителем (вне зависимости от вязкости и типа основы). Поскольку в состав смазки входят унифицированные присадки, то риск образования твердых отложений минимален.

Следует учесть изменение физических характеристик масла (например повышение температуры кристаллизации или нарушение текучести в рабочем режиме).

Не стоит использовать для доливки отработанный материал с деградировавшими в результате эксплуатации присадками и содержащий продукты износа деталей мотора.

Допускается ли объединение моторных масел разных брендов?

При смешивании масел разных производителей теоретически возможна химическая реакция между компонентами присадок с образованием твердого осадка, способного засорить фильтр или каналы системы. Но соединение разных сортов масла происходит и при проведении технического обслуживания двигателя, поскольку полностью слить старую жидкость невозможно. Рекомендуется доливать смазку другого изготовителя, соответствующую имеющейся по параметрам вязкости, основе и допускам.

Смешивание масел

Все моторные масла выпускаются в соответствии с требованиями международных стандартов API и ACEA. Нормативы предусматривают близкий химический состав и свойства в пределах одной группы вязкости. Например, водитель может добавить масло Shell Helix HX8 Synthetic 5W-30 в двигатель, заправленный смазкой Mobil Super 3000 X1 Formula FE 5W-30. Материалы имеют одинаковую вязкость, базируются на синтетической основе и соответствуют стандарту API SL.

Правила смешивания масел без вреда для автомобиля

Основные рекомендации и правила при доливке моторного масла:

  1. Несмотря на отсутствие прямых запретов со стороны нефтеперерабатывающих компаний и автомобильных концернов, не следует злоупотреблять доливкой моторного масла с другими параметрами. В случае выхода из строя силового агрегата с большой долей вероятности производитель машины откажет владельцу в проведении гарантийного ремонта.
  2. Не следует понижать качество смазки (например, введение порции минерального масла в синтетическое ухудшает защиту и охлаждение трущихся поверхностей). Поскольку базовые основы получены по разным технологическим процессам, то возможна ускоренная деградация присадок с образованием осадка, ускоряющего износ деталей поршневой группы или вкладышей коленчатого вала. Сформировавшийся шлам циркулирует с маслом, забивая каналы и ухудшая условия работы системы смазки.
  3. Не допускается смешивание масел, предназначенных для разных категорий транспортных средств. Например, материалы для дизелей грузовых автомобилей рассчитаны на пониженную частоту вращения. При заливке в мотор легковой машины существует риск ускоренного износа деталей.
  4. Следует выбрать для доливки масло с идентичными вязкостью и допуском, что снижает риск изменения рабочих характеристик смеси по сравнению с исходными данными. Некоторые владельцы отмечают, что после применения материала с другими параметрами возрастает угар смазки. Проблема связана с падением концентрации присадок и изменением вязкости.
  5. Не следует злоупотреблять доливкой, допускается введение не более 15% свежего масла (вне зависимости от производителя и характеристик). Быстрое падение уровня указывает на критический износ поршневой группы или уплотнителей. При дальнейшей эксплуатации без ремонта возрастает риск необратимой поломки силового агрегата.
  6. При доливке моторного масла с пониженными характеристиками следует пересмотреть манеру езды. Не допускаются резкие разгоны или движение на повышенной частоте вращения коленчатого вала. После приезда до места назначения рекомендуется провести техническое обслуживание с заменой масла и фильтра. Попутно необходимо устранить причину повышенного расхода смазки (за исключением случаев, когда масло выгорело в результате движения на высокой скорости).

Взгляд на проблему со стороны автолюбителей

Владельцы автомобилей, которым пришлось доливать другое масло в силовой агрегат старых машин, не отмечают негативного воздействия на детали мотора. Не следует экспериментировать с двигателями, оборудованными системой наддува. Отклонение вязкости моторного масла приводит к некорректной работе компрессора, износ подшипников ротора – к дорогостоящему ремонту.

Смазка обеспечивает охлаждение деталей. В термически нагруженных моторах некачественное масло образует на поверхностях камер сгорания нагар, ухудшающий работу силовой установки.

Если необходимость доливки возникает на загородном шоссе, а запаса масла в багажнике нет, то рекомендуется приобретать материал в крупных магазинах или на заправочных станциях, принадлежащих нефтеперерабатывающим компаниям. В этом случае снижается риск покупки контрафактной продукции, способной вывести из строя двигатель. Многие производители наклеивают на канистры голографические этикетки для защиты от подделки, но водители не могут знать отличительные признаки оригинальной продукции разных нефтеперерабатывающих концернов.

Владельцы машин при замене разбавленного моторного масла иногда используют промывку на минеральной основе. Жидкость заливается в поддон двигателя и позволяет смыть отложения из каналов масляной системы. Часть водителей заливает свежую смазку с промежуточной заменой после пробега 1,5-2 тыс. км вместе с фильтром. Но если для доливки использовался качественный материал с близкими характеристиками, то промежуточная замена не требуется.