Как сделать цепи противоскольжения своими руками?

Эксплуатация20 апреля 2020

Желая сэкономить, многие автовладельцы предпочитают делать цепи противоскольжения своими руками вместо того, чтобы покупать изделия заводского изготовления. Для этого необходимо правильно выбрать материал, размер комплектующих и способ плетения.

Цепь противоскольжения

Для чего нужны цепи противоскольжения на автомобиль?

Аксессуар применяется в условиях плохого сцепления колес с дорогой, т.е. когда машина движется по одной из следующих поверхностей:

  • льду;
  • глубокому снегу;
  • раскисшей грязи.

В такой ситуации наблюдается пробуксовывание шин, автомобиль движется с трудом либо остается на месте.

Цепи противоскольжения имеют вид крупноячеистой сетки, плотно охватывающей колесо. В результате на покрышках образуется сильно выраженный рельеф, как на т.н. агрессивном протекторе специальных шин для внедорожников. Выступающие элементы внедряются в покрытие, давая возможность автомобилю зацепиться за него.

Разновидности и классы

Изделия отличаются по нескольким признакам.

Виды по типу материала

Выделяют 2 группы:

  • жесткие;
  • мягкие.

У первых каждый элемент представляет собой металлическую цепь. Используются материалы:

  • сталь, в т.ч. нержавеющая (дорогой вариант);
  • алюминий;
  • титан (элитный обвес, выполняется под заказ).

Преимущества жесткого оснащения:

  • долговечность;
  • повышенная проходимость.

Недостатки:

  • существенный износ резины и механизмов автомобиля (подвески, рулевой колонки, коробки передач и т.д.);
  • запрет на перемещение по асфальту;
  • ограничение по скорости (не более 40 км/ч);
  • сильный шум;
  • большой вес;
  • повышенные требования к надежности (в случае разрыва цепь может сильно повредить автомобиль и стать причиной аварии).

Мягкий обвес делают из следующих материалов:

  • резины;
  • пластмассы;
  • полиуретана.

Мягкий обвесИзделие армируют проволокой. Есть модели с металлическими шипами. Они лишены недостатков жестких цепей (меньше вредят резине, не шумят и позволяют разогнаться до 80 км/ч), но уступают в проходимости и служат всего несколько лет.

Виды по рисунку

Наиболее распространены 3 типа:

  1. «Лестница».
  2. «Ромб».
  3. «Соты».

Преимущества «лестницы»:

  • простота конструкции;
  • низкая стоимость;
  • высокое тяговое усилие.

Недостатки:

  • вибрации во время движения машины, обуславливающие перегрузки трансмиссии, подвески и других механизмов;
  • плохое сцепление в поперечном направлении;
  • затрудненный выход автомобиля из колеи.

«Ромб» устроен сложнее и стоит дороже. Его преимущества:

  • уверенный выход из колеи;
  • хорошая управляемость.

Недостатки:

  • слабое сцепление в поперечном направлении;
  • низкое тяговое усилие;
  • вибрационные нагрузки на ходовую часть.

Наиболее дороги и сложны в изготовлении «соты». Они же наиболее практичны. Автомобиль с таким оснащением:

  • уверенно выходит из колеи;
  • плавно передвигается по плотному грунту;
  • легок в управлении;
  • не сползает в сторону (за счет хорошего сцепления в поперечном направлении).

Недостаток только 1: «соты» несколько уступают в тяговом усилии «лестнице».

Устройство противоскольжения

В конструкции цепей выделяют следующие составляющие:

  1. Несущие кольца или обвязка. Располагаются по обе стороны колеса.
  2. Поперечные элементы (грунтозацепы). Соединяют кольца между собой, облегая шину. Выполняют главную функцию: внедряются в снег или грязь, обеспечивая зацепление.
  3. Замки. Фиксируют обвес на покрышке и обеспечивают плотное прилегание к ней. Свободно висящая цепь сильно повреждает резину.

Устройство противоскольженияРазные виды цепей противоскольжения отличаются конструкцией грунтозацепов и размером звеньев.

Схемы плетения

У «лестницы» поперечные элементы представляют собой прямые отрезки, перехватывающие шину перпендикулярно. С виду они похожи на перекладины, чем и объясняется название этой схемы плетения.

У «ромба» грунтозацеп образован 2 сходящимися под углом прямыми отрезками. Точка их пересечения лежит посредине рабочей поверхности шины. Соседние поперечные элементы формируют подобие ромба.

Грунтозацепы «соты» сплетаются из прямых участков, лежащих в 3 направлениях:

  • вдоль шины;
  • перпендикулярно ей;
  • под углом.

В результате соседние элементы формируют периодически повторяющиеся 6-угольные фрагменты.

Размер звеньев

С увеличением данного параметра возрастают:

  • долговечность;
  • проходимость (кроме гололеда).

Одновременно ускоряется износ шин и ходовой. Поэтому цепи с крупным звеном (6-19 мм) устанавливают только на грузовых машинах и спецтехнике. Для легковых и кроссоверов подойдет размер 3,5-6 мм. Чем мельче обвес, тем лучше он вгрызается в лед.

Пошаговая инструкция по изготовлению

Комплект цепей на колеса ведущего моста (2 шт.) стоит до 9 тыс. руб. Для сравнения: 4 летние покрышки «Кама» для автомобилей семейства ВАЗ обходятся в 7 тыс. руб.

Таким образом, решение изготовить обвесы самому выглядит привлекательным, тем более что процесс этот не отличается сложностью.

Выбор и подготовка материалов

Необходимо приобрести комплектующие:

  • стальную цепь;
  • соединительные элементы;
  • замки с натяжным устройством.

Цепи из нержавеющей сталиБюджетный вариант допускает применение троса в качестве обвязки. Тогда дорогая цепь потребуется только для поперечных элементов. Такое исполнение характеризуется низкой надежностью, поскольку трос со временем расплетается или перетирается. При отсутствии стеснения в средствах обвязку лучше тоже выполнить из цепи. Предпочтительна нержавеющая сталь.

В среднем на 2 устройства противоскольжения требуется около 15 м цепи. Точную длину рассчитывают исходя из размера автомобильных колес. При этом диаметр несущих боковых колец подбирают так, чтобы они располагались на середине высоты покрышки.

Количество грунтозацепов принимают таким, чтобы на пятно контакта шины с дорогой их приходилось не менее 2.

Соединительные элементы для скрепления отдельных участков цепи между собой можно изготовить самостоятельно. Болгаркой разрезают звено, немного разгибают, затем после сборки снова сжимают и заваривают стык.

Самодельный ромб

Сборка осуществляется в следующем порядке:

  1. Колесо снимают с автомобиля и кладут на горизонтальную поверхность.
  2. Вдоль шины на середине ее боковой поверхности выкладывают цепь в виде кольца.
  3. К ее концу прикручивают часть замка.
  4. Помечают звено цепи, к которому будет прикрепляться вторая сторона фиксатора, и делают разрез болгаркой.
  5. Крепят замок соединительным кольцом к другому концу обвязки.
  6. Выполняют точную копию для противоположной плоскости колеса.
  7. Несколько ослабив замки, крепят оба кольца в рабочем положении веревкой или изолентой.
  8. Вычерчивают мелом на покрышке ромбовидные грунтозацепы, стараясь сделать рисунок равномерно распределенным.
  9. Прикладывают цепь к одному из вычерченных участков, чтобы замерить его длину.
  10. Отрезают необходимый фрагмент.
  11. Используя его как шаблон, нарезают цепь на куски в количестве, в 2 раза превышающем число грунтозацепов.
  12. Собирают поперечные элементы, соединяя отдельные куски кольцами, затем прикрепляют их к обвязке.

Колесное устройство противоскольжения готово.

Сота своими руками

Применяют тот же порядок действий, только ромбы в рисунке чередуют с прямыми участками. Плетение начинают формировать с наружной стороны. Здесь оно состоит из полуромбов с прямыми отрезками.

Рисунок можно выполнить 2 способами:

  • собрать из коротких кусков, соединив их кольцами;
  • выложить одним цельным фрагментом цепи.

Рисунок на внутренней части дополняет наружный. Он набирается из отдельных коротких фрагментов, составляющих вторую половину ромба.

«Соты» крепят к обвязке одним из 2 способов:

  • болтами и гайками с крупными шайбами (бюджетный вариант);
  • кронштейнами (потребуется 3 разных типа).

Устройство для противоположного колеса изготавливается зеркально.

Самодельная лесенка

Наиболее простой вариант. Правую и левую обвязки скрепляют прямыми отрезками в количестве 13-15 шт., уложенными поперек шины.

Виды замков

Применяют 3 типа соединителей:

  1. S-образный.
  2. Крюк с пружиной.
  3. С храповиком.

Первый вариант устроен просто, но имеет ряд недостатков:

  • неудобен в монтаже (приходится затягивать гаечным ключом);
  • ненадежен (есть риск отвинчивания);
  • не поддается регулировке.

Подпружиненный замок с крюком застегивается 1 движением и не может самопроизвольно раскрыться. По этой причине данная разновидность более распространена. Для защелкивания нужна отвертка. Опытные пользователи рекомендуют с целью повышения надежности дополнительно связать части замка проволокой диаметром 1-3 мм.

Подпружиненный замокДетали с храповиком самые сложные и стоят дороже других. Одновременно они являются наиболее практичными:

  • обеспечивают высокую надежность фиксации;
  • защелкиваются без применения инструментов.

Бюджетный вариант замка – длинный болт с 2 широкими шайбами и таким же количеством гаек. Установка производится в 2 этапа: сначала противобуксовочное устройство стягивают, навинчивая гайку, затем ее контрят второй.

Критерии выбора цепи

Жесткий обвес применяют в условиях, когда участок бездорожья имеет большую продолжительность.

Если труднопроходимые отрезки прерывистые и часто сменяются грунтовым или асфальтовым покрытием, используют мягкие устройства противоскольжения. В них можно перемещаться по плотной поверхности, тогда как жесткие пришлось бы постоянно снимать и надевать снова.

Выбор рисунка тоже зависит от этого фактора:

  • «лестница» – для кратковременного использования на особо труднопроходимых участках;
  • «ромб» и «соты» – для длительных поездок.

Предпочтительный материал для жестких цепей – нержавеющая сталь. Алюминиевые мало весят, но быстро рвутся.

Если участки бездорожья короткие и встречаются редко, целесообразно использовать т.н. противобуксовочные браслеты. Они легко устанавливаются, даже на авто, застрявшее в грязи, но охватывают только часть колеса, поэтому для длительного применения не предназначены.

Как правильно надевать?

Существует 2 способа:

  • с применением домкрата;
  • без подъема машины.

Первый вариант наиболее прост. Автомобиль приподнимают так, чтобы колесо повисло в воздухе, укладывают цепь и стягивают замок. Затем транспортное средство опускают и подтягивают устройство (оно ослабится из-за сдавливания шины).

Второй способ используется при отсутствии домкрата:

  1. Обвесы раскладывают перед колесами, тщательно расправив.
  2. Наезжают на них так, чтобы из-под покрышки выглядывал конец длиной в 20-25 см.
  3. Охватывают цепью шину и стягивают замок.

Установка цепи на колесаПосле установки следует медленно проехать 20-30 м, чтобы приспособление улеглось, и подтянуть замки.

Опасность использования цепей против скольжения

В случае разрыва стальное антибуксовочное устройство может нанести следующий ущерб:

  1. Разбить крыло и прилегающие части кузова.
  2. Привести к аварии в результате зацепления за элементы ходовой.

Избежать этого помогут следующие меры:

  1. Применение качественных замков и соединительных колец.
  2. Правильная установка с плотным стягиванием.
  3. Передвижение со скоростью не более 40 км/ч.

При быстрой езде возрастают центробежные силы и вероятность разрыва становится выше.